?

Log in

No account? Create an account
я

Декабрь 2017

Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Закладки

Разработано LiveJournal.com
rome

Felix dies natalis! Счастливого дня рождения!

В честь своего дня рождения расскажу, как праздновали день рождения в Древнем Риме.

Когда в Риме рождался человек, то первые дней 10 его не существовало для общества. Родные могли радоваться, строить планы и прочее, но пока ребенок не проходил обряда очищения в dies lustricus, ему даже не давали имени.


Детская смертность была порядка 40%, кроме того, ребенок мог быть не нужен семье по каким-либо причинам. Как говорится, нет тела – нет дела: нет имени – нет человека. В замшелые древнеримские времена этот выбор делал отец – акушерка подносила к нему дитя, если глава семьи брал его на руки, значит, признавал. Позднее, в благословенный имперский период женщина могла сама решить, нужен ли ей этот ребенок: в ход шли и аборты, и «преждевременные» роды, и роды «со смертельным исходом», и всякие другие штучки типа замены ребенка одного пола на другого.

Ненужного новорожденного оставляли в определенных местах (в Риме, например, где-то под Авентином) или просто в храме или на улице, нашедший его мог свободно забрать себе и обратить в рабство. Ну, или он просто погибал. Это не считалось убийством – человека-то ведь еще не было.

Dies lustricus для мальчика наступал на девятый день жизни, для девочки – на восьмой. Даже римляне отмечали, что девочки созревают раньше. Если ребенок умирал до этого срока, то на надгробии он указывался без имени.

О самой процедуре «очищения» мало что известно, знаем только, что в этот день новорожденный получал свое имя. К этому дню его признал отец, пуповина отвалилась – ребенок потерял связь с матерью. Очевидно, в этот день приносились жертвы, как следует из названия, для очищения матери и ребенка. Последнего записывали в какие-нибудь семейные архивы или хроники. Наверняка возносились молитвы, угощались лары и гости, принимались подарки от родственников и близких к семье людей.

Как вы помните, в Древнем Риме у женщин не было личных имен, да и мужчины обходились всего 18. По-латински личное имя называется praenomen/прономен.

Девочка как прономен получала родовое имя – nomen/номен отца, преобразованный в женскую форму. Если девочек в семье было две, то различали их по старшинству – Старшая/Maior и Младшая/Minor. Если более двух, то нумеровали – Первая/Prima, Вторая/Secunda, Третья/Tertia. После замужества женщина сохраняла свой прономен, но, как мы – фамилию, брала номен (родовое имя) или когномен (прозвище) супруга.

Регистрация в органах власти, как я говорила в посте о Матроналиях, происходила сначала в храме Юноны Люцины. Обязательной она не являлась. Только с Августа римлян обязали регистрировать рождение младенца в храме Сатурна, где скрупулезно записывали имя ребенка, имена родителей и все такое прочее. Одну копию этой записи оставляли в архиве, другую выдавали родителям. Официальная регистрация с некоторых пор стала еще и выгодной, поскольку многодетные отцы и матери, имевшие от трех детей (ius trium liberorum) в законном браке, пользовались преференциями. Кроме того, существовал закон, ограничивавший наследственные права холостяков и бездетных (lex Papia Poppaea).

Если ребенок умирал до исполнения года, то при похоронах даже не проводилось никаких специальных обрядов. Как ни грустно, только после 10 лет ребенок имел право на похороны по всем правилам, поминовение в Паренталии и прочее.

День рождения римлянин или римлянка справляли ежегодно (говорят, что греки это событие отмечали возлиянием ежемесячно). У каждого из них с рождения был свой заступник, покровитель – гений у мужчины, юнона у женщины. В важные минуты жизни, в праздники, в счастье и горе римлянин никогда не забывал приветить своего гения – в домах для этого всегда имелись ларарии. На день рождения домашние боги и гений/юнона получали венки из цветов, возлияния вином и сладкий пирог – libum (от лат. libare – «приносить жертву»). Катон Старший оставил нам рецепт этого пирога (Земледелие, 75):

«2 фунта творогу хорошенько разотри в кадушке. Хорошенько растерши, положи туда фунт муки из siligo [мука, как бы мы теперь сказали, 1-го сорта] или, если хочешь, чтобы тесто было нежнее, то полфунта белой муки лучшего качества [similago – высший сорт] и хорошенько перемешай ее с творогом. Положи туда одно яйцо и хорошенько перемешай все вместе. Сделай из этого хлеб, положи его на лавровые листья и пеки потихоньку на горячем очаге под глиняной крышкой».

Но Катон был мужик суровый, строгий, люди же нормальные добавляли в пирог мед для сладости:

… Гения славь игрою и пляской,
Гения славь и виски чистым вином ороси:
Пусть благовонье струят блестящие волосы бога,
Пусть вязеницы цветов падают с плеч и с чела.
Дня сего Гений, приди: почту я тебя фимиамом,
Сладкий пирог испеку на мопсопийском меду.


(Альбий Тибулл, Элегии, I, 7, 49-54).

Имениннику можно было подарить генетлиаку – стихотворение или песню в честь дня рождения, или natalicium – обычный подарок. Друзья приглашались к столу, все угощались, возносились тосты за здравие чествуемого – короче, всё, как у нас.

Известные люди приурочивали ко дню рождения события покрупнее – Гней Помпей Великий свой третий триумф ждал более полугода и отпраздновал в день рождения. А уж если что хорошее или плохое случалось в день рождения, то это считалось исключительным предзнаменованием. Например, Кассий Лонгин – один из заговорщиков против Цезаря – покончил жизнь самоубийством в день своего рождения (стопудово, мироздание за Гая нашего отомстило).

Закончу пост я эпиграммой своего любимого римского поэта – Марка Валерия Марциала, у которого, кстати, день рождения был три дня назад – 1 марта.

День рождения мой, Календы марта,
День прекраснее всех Календ годичных,
День, когда мне и девы шлют подарки,
Пятьдесят ведь седьмой пирог кладу я
На алтарь ваш с ларцом для фимиама.
К этим годам, прошу я, если можно,
Восемнадцать годов вы мне прибавьте,
Чтоб, еще стариком не ставши дряхлым,
Но проживши три срока нашей жизни,
К рощам девы сошел я Елисейской.
Сверх же Нестора лет и дня не надо.


Мой же день рождения – 4 марта – приходится на ad (ante diem) IV Non – «за четыре дня до нон».


На фотографии: фреска с восточной стены триклиния (комнаты для обедов) Дома Целомудренных Возлюбленных (на самом деле, это большой многоэтажный квартал, включающий в себя несколько домов). И хорошая новость - с 2020 года этот квартал планируют открыть для туристов. Ах да, на фреске - сцена застолья узкой компанией возлюбленных (+ прислуга).

Comments

О. С Дём Рождения! Хоть и с опозданием, но лучше поздно, чем никогда.


"Детская смертность была порядка 40%, кроме того, ребенок мог быть не нужен семье по каким-либо причинам. Как говорится, нет тела – нет дела: нет имени – нет человека. В замшелые древнеримские времена этот выбор делал отец – акушерка подносила к нему дитя, если глава семьи брал его на руки, значит, признавал. Позднее, в благословенный имперский период женщина могла сама решить, нужен ли ей этот ребенок: в ход шли и аборты, и «преждевременные» роды, и роды «со смертельным исходом», и всякие другие штучки типа замены ребенка одного пола на другого.

Ненужного новорожденного оставляли в определенных местах (в Риме, например, где-то под Авентином) или просто в храме или на улице, нашедший его мог свободно забрать себе и обратить в рабство. Ну, или он просто погибал. Это не считалось убийством – человека-то ведь еще не было."

Интересно как это всё сочиталось с мифом о Ромуле и Реме. Там-же был наоборот контекст, что приличные и хорошие люди от своих детей не отказываются а делают это наоборот всякие тираны и злодеи. Да и абзац о преференциях для многодетных отцов и ограничениях для бездетных несколько противоречит описанной выше практике.

P.S. А как можно определить женскую половину пары. Она слева или справа от мужчины?
Здравствуйте.
Спасибо!

Не противоречит ничему. Pater familias - отец фамилии (всей, включая и рабов) мог делать с ее членами что считает нужным. Если он считал, что ребенок а) урод, б) плод измены, в) еще какая-нибудь гадость - то мог от него избавиться, закон и общественное мнение были на его стороне. Когда мы говорим о Республике, то считаем века от IV-го до н.э. Абзац о преференциях относится ко времени Августа - это последняя четверть I в. до н.э.

Вот, например, автор I в. н.э. Сенека в трактате "О гневе" (I, 15, 2) объясняет, почему следует избавляться от детей-уродов: "Мы уби­ва­ем беше­ных собак; зака­лы­ва­ем неукро­ти­мо дико­го быка; пус­ка­ем под нож боль­ных овец, чтобы они не пере­за­ра­зи­ли все ста­до; мы уни­что­жа­ем вся­кий неесте­ствен­ный уро­д­ли­вый при­плод; даже детей, если они рож­да­ют­ся сла­бы­ми и ненор­маль­ны­ми, мы топим. Но это не гнев, а разум­ный рас­чет: отде­лить вредо­нос­ное от здо­ро­во­го".

А Светоний, рассказывая о смерти Германика (который Юлий Цезарь Клавдиан), сообщает, что "В день, когда он умер, люди осы­па­ли кам­ня­ми хра­мы, опро­киды­ва­ли алта­ри богов, неко­то­рые швы­ря­ли на ули­цу домаш­них ларов, неко­то­рые под­киды­ва­ли ново­рож­ден­ных детей" (Калигула, 5), потому что ребенок, родившийся в такой несчастливый день, ничего хорошего роду не принесет. А Германик умер в 19 г. н.э.

Так что законы - законами, а обед по расписанию.
Насчет "женской половины пары" - это про помпейскую фреску? Название все-таки фантазийное - как археологи придумали, так и назвали. Я вижу двух мужчин и двух женщин + старуха какая-то подслушивает-подсматривает. Женщин видно по груди.
Родиться - дело нехитрое,а вот выживать им никто не обещал!
Практичность в наименовании дочерей меня умиляет каждый раз!

Edited at 2017-03-07 14:31 (UTC)
С днём рождения! :)

(Только что-то никакой фотографии не видно, по крайней мере, мне...)
Спасибо.
У меня фотографии с вконтакте, может, он шалит. (
Кстати, про имена дочерей мне всегда вот что было интересно. Их что, переименовывали что ли?..

То есть ведь заранее никогда не известно, сколько будет В БУДУЩЕМ дочерей. Получается, если есть две дочери на данный момент, то они Maior и Minor. А потом опа-на, и рождается третья. :) Первых двух что ли тогда ПЕРЕИМЕНОВЫВАЮТ в Prima и Secunda? То есть была ты вся такая Claudia Minor какая-нибудь и тут становишься Claudia Secunda?
Ага. Какая разница-то девочкам? Где, кроме дома, эти "имена" используют? А как замуж пойдет - снова переименуют.
> Где, кроме дома, эти "имена" используют?

Ну я не знаю, какие-нибудь подружки, учителя, "родственники и знакомые"?

> А как замуж пойдет - снова переименуют.

Всё как сейчас. :)
По имени зовут. У вас в классе, что, одинаковых имен у детей не было? По прозвищам, по имени отца, в конце концов. Имя - вообще не главная проблема римской девочки. ) Вот замуж в 12-14 лет за 40-летнего мужичка - это понеприятнее переименования будет.
> Имя - вообще не главная проблема римской девочки.

Это точно. :)
> Вот замуж в 12-14 лет за 40-летнего мужичка

Это ж замечательно! Он добрый, нежный и мягкий в некоторых местах. Хорошо, что не за 18-летнего.

(Анонимно)

С минувшей Днюхой, Вас, уважаемая!
Ничё если в другие календы поздравлю, но лучше позже чем раньше попросту не мог, не зная Вашей здешней сверхинтересной страницы (даже целого портала).
И от Вашего имени разрешите поздравить Вашего тезку, главного именинника Июля, в честь которого, собственно, и назван этот самый июль)
Вчерась или позавчерась (точно не ведомо) кажись, у Него тоже была Днюха. Жаль, зарезали гады такого матерого Мужика, такого Человечища! Но Дух его жив и поныне, по крайней мере в каждом титуле "Царь".
Так вы не в календы поздравляете, а в иды. ) спасибо.

http://ulli-u.livejournal.com/211449.html
Позднее, в благословенный имперский период женщина могла сама решить, нужен ли ей этот ребенок: в ход шли и аборты, и «преждевременные» роды, и роды «со смертельным исходом», и всякие другие штучки типа замены ребенка одного пола на другого.

Это как это? Что законы двенадцати таблиц отменили? Или такое наступило правоприменение?
Эмансипация и ослабление контроля и давления общества.
...которому осталось уже недолго. А христианизация патриархальность вернула?
В раннем средневековье или теперь?
В познем Риме ставшем Византией. Теперь я сам вижу
Честно говоря, я не в курсе насчет абортов и всего такого прочего в Византии.
Неужели в позднем Риме в так, в открытую, существовали абортарии? И женщины бегали в них, без позволения мужа, прямо как сейчас? Что почитать по римской истории, с упором на быт?