?

Log in

No account? Create an account
я

Сентябрь 2017

Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Закладки

Разработано LiveJournal.com
greece

День рождения в Древней Греции. Часть 2. Традиции отказа от детей и инфантицид в античности...

... по данным археологии.

Что такое инфантицид. Спартанские Апофеты и карфагенский Тофет


Вероятно, стоило бы слегка определиться, что можно считать детоубийством по современным и по античным меркам. Надо отметить, что инфантицид – пожалуй, наиболее безопасная для матери и эффективная мера для ограничения количества детей в семье. Более того, возможно, он и наиболее гуманен в отношении новорожденного. Но оставление на «волю богов» младенца – уголовное преступление по нынешним законодательствам западных стран – в древности не считалось чем-то зазорным. Родителям всегда хотелось верить, что боги его не оставят.


Смерть от голода, холода или утопления не оставляет в веках видимых следов и с течением времени может выглядеть естественной. В этом случае достоверно по костям определяется только возраст смерти, а для установления насильственности смерти требуется какой-то косвенный метод. Ну, например, отсутствие принятого в данной местности похоронного обряда или несвойственное возрастное распределение по шкале естественных смертей. То есть, если пиковое значение смертей в захоронении длительного времени приходится на возраст новорожденного, то налицо неонатицид.

Немногие семьи в античности были достаточно отважны, чтобы оставлять ущербного ребенка. Но множество патологий развития незаметны без специальных современных скринингов в первые недели жизни ребенка, так что поводом для избавления от младенца могли быть только видимые при рождении уродства. Избавление от уже признанного ребенка не приветствовалось. Поэтому из письменных источников и археологических данных нам известно, что детей-инвалидов вполне можно было вписать в общество.

Кроме вышесказанного нам известно, что некоторые религиозные культы могли требовать человеческих жертв, в том числе и младенцев.

На иллюстрациях: надгробные аттические стелы IV в. до н.э. с изображением новорожденных: стела Филонои и стела Амфареты.






В заметке о римских днях рождения я упоминала, как поступали гордые квирины с ненужным ребенком. Осуждение детоубийства появилось в письменных источниках только с распространением христианства. Античные авторы не считали эту проблему достойной обсуждения и осуждения. Так что можно предположить, что подобная практика была распространена довольно широко.

Из греческой же истории любой мало-мальски просвещенный человек сразу вспомнит сверхрациональных спартанцев. О традиции избавляться от уродливых или больных младенцев нам поведал Плутарх (Ликург. 16):

«Отец был не в праве сам распорядиться воспитанием ребенка — он относил новорожденного на место, называемое «лесхой», где сидели старейшие сородичи по филе. Они осматривали ребенка и, если находили его крепким и ладно сложенным, приказывали воспитывать, тут же назначив ему один из девяти тысяч наделов. Если же ребенок был тщедушным и безобразным, его отправляли к Апофетам (так назывался обрыв на Тайгете), считая, что его жизнь не нужна ни ему самому, ни государству, раз ему с самого начала отказано в здоровье и силе».

Однако, как мы уже знаем, в 2007 году эти сведения были опровергнуты заключением пятилетних исследований костей, найденных под Апофетами, – скелетных останков младенцев обнаружено не было вообще. Кости принадлежали мужчинам от 18 до 35 лет. Этому сообщению также противоречит жизнь спартанского царя Агесилая II, который, как известно, был хромым от рождения. Из античных авторов никто, кроме Плутарха, если не ошибаюсь, об этой «традиции» не рассказывает.

На иллюстрациях: вид на Тайгет, на переднем плане древняя и современная Спарты и скала около Кеады, которая считается Апофетами.






На ум приходит и карфагенский ритуал молк, обязывавший родителей жертвовать первенцев Баал-Хаммону. Самые известные упоминания мы находим у Диодора Сицилийского (20. 14. 4-6, здесь речь идет об осаде Карфагена Агафоклом Сиракузским):

«Они также утверждали, что Крон отвернулся от них, поскольку в прежние времена они имели обычай жертвовать для этого бога благороднейших своих сыновей, но в последнее время тайно купленных и выращенных детей они посылали ему в жертву; а когда было произведено расследование, выяснилось, что некоторые принесённые в жертву были подменены. Когда они задумались об этих вещах и увидели вражеский стан под своими стенами, они переполнились суеверным страхом, потому что сочли, что они пренебрегли почитанием богов, которые были утверждены их отцами. В своём рвении загладить вину за своё бездействие они выбрали двести благородных детей и принесли их в жертву публично, а другие, которые были под подозрением, принесли себя в жертву добровольно в количестве не менее трёхсот человек. Был в их городе бронзовый образ Крона, простирающий свои руки ладонями вверх и наклонно к земле, так что каждый из детей, помещённый на это самое (место), скатывался и падал в специальные зияющие ямы, заполненные огнём».

и у Плутарха (О суеверии. 13):

«... сознательно и намеренно они приносили в жертву своих собственных детей, а те, у кого детей для заклания не было, покупали их, словно птенцов или ягнят, у бедняков, и мать ребенка хладнокровно стояла рядом, не издавая ни единого стона, а если даже рыдала и плакала, то вызывала этим только презрение, дитя же ее все равно приносили в жертву, и больше того — все пространство перед идолом наполняли звуками флейт и грохотом тимпанов, чтобы заглушить вопли и рыдания».

Однако археологические исследования тофетов вновь не подтверждают древние сплетни – в массе своей младенцы, «пожертвованные богу», были мертворожденными или умерли естественной смертью. Что, конечно, не отменяет и действительных жертв богам живых детей.

На иллюстрациях: надгробные стелы карфагенского Тофета.







Продолжение следует...

День рождения в Древней Греции. Часть 1. Рождение и первые годы жизни

Comments

мерзкие дикари

интересно откуда вообще вот этот бред мог взяться в чьей-то голове, что для каких-то благ надо обязательно принести кого-то в жертву? складывается впечатление, что все живущие в ту пору люди обладали IQ в районе 40 баллов - ну то есть дебилы по современным меркам. тогда ничего удивительного
Ну-ну. Просто вы сейчас можете с позиций науки объяснить все природные явления. Человек древности этого не мог, а объяснений хотел. Кто-то должен отвечать за неурожай или стихии. "Кого-то" надо было придумать. Чем дороже жертва - тем выше вероятность благосклонности божества. Как-то так.
ваша теория очень похожа на правду

хотя с другой стороны ну должны же были быть те, кто понимал, что неурожай или стихии - это некий рандомизатор, не зависящий от действий человека. а раз так, то хоть зажертвуйся, но ничего не изменится

но теория с богом конечно более привлекательна, а еще на ней можно спекулировать))
Даже сейчас это далеко не все понимают, к слову.
У всех народов есть миф о "золотом веке", когда было всё хорошо, человек не имел врагов, всё удавалось и был мир.

А ныне не так, и вопиюще не так. И вот люди, охваченные страхом, думают, как бы вернуть это золотое время, считая, что чем-то прогневали небеса, и начинают умножать жертвы.
я бы не хотел в те времена жить)
А что вас удивляет? Нужно заплатить. Нужно отдать что-то важное, чтобы задобрить судьбу. Длиннее, подробнее и ярче - например, у Томаса Манна в "Иосифе".
При этом чувству исключительной ценности каждого человека, а уж тем более младенца, просто неоткуда взяться - смерть детей в младенчестве была естественным фоном жизни до самого ХХ века, до наших прабабушек.

ну все-таки есть разница между естественной смертью младенца и когда его в жертву приносят.
понятно, что к человеческой жизни относились иначе, но это запредел какой-то.

дикари!
Не бегите впереди паровоза - я только начала! )) Подождите следующих частей, пожалуйста.
хорошо

но диагноз я уже поставил))
Культ младенца - это вообще изобретение новейшего времени с связи с прогрессом в медицине.
> мерзкие дикари

Вообще-то, принесение т.н. сакральных жертв даже сейчас отлично работает в политике. За примерами далеко ходить не надо. Просто теперь это делается анонимно.
Их трудно обвинить в отсутствии рационального мышления. Цитата из http://anairos.livejournal.com/61310.html:

Представьте, что некий ацтек-рационалист пришел к сородичам и сказал:

– Ребята, я тут подумал... А что если никакого Тонатиу нет, и солнце вовсе не погаснет без шести свежих сердец каждый вечер? Давайте проверим? Не будем сегодня совершать обряд и посмотрим, что будет.

Какая реакция будет наиболее разумной для этих самых сородичей? Очевидно, либо убить «новатора» на месте, либо изолировать его, пока он, чего доброго, в самом деле не сорвал обряд ради своего любопытства. Если цена ошибки – конец света и мучительная гибель всего живого, то риск не оправдан, какой бы роскошной ни была награда победителю.
тупые отсталые дикари, что с них взять-то?

здесь можно ответить только одно - хорошо, что ацтеки все вымерли и туда им в общем и дорога
Да в том все и дело, что они имели бы полное право назвать дикарями нас (разве только мы не вымерли, так лишь потому, что отличный таксидермист Кристобаль Хозевич успел первым). Помните, в «Кин-Дза-Дзе» пассаж об обществе, лишенном цветовой дифференциации штанов? Так-то…
а мне кажется правда в том, что ацтеки оперировали своими домыслами и догадками, в то время как мы оперируем фактами и наукой

можно спорить какой бог более правильный Тонатиу, Ра или Хорс. но в реальной жизни все они к утреннему восхождению солнца не имеют никакого отношения
нормальная тема, одобряю.
Спасибо, чоуж. )
Вспоминаются Дафнис и Хлоя. С современной точки зрения - жуткая жуть, а там - ни грамма смущения.
А почему жуткая жуть? Все ж хорошо кончилось. )

Я вот не помню, объяснялось разве по какой причине родители бросили Дафниса и Хлою?
В том-то и жуть...
У родителей Дафниса на момент его рождения уже было трое детей, решили, что хватит. Правда потом двое старших померли, так что Дафнису в результате были рады.
Отец Хлои счёл себя недостаточно богатым, чтобы иметь детей (хотя на позолоченные туфельки разорился). Потом, правда разбогател.

То есть, родители при куче народа рассказывают детям, как планировали их умертвить, но вот не сложилось. И никого это не возмущает, всё в порядке вещей. "Ужасный век, ужасные сердца..."
Понятно.
Ну, тогда история Париса почти ничем не лучше. )