?

Log in

No account? Create an account
я

Декабрь 2017

Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Закладки

Разработано LiveJournal.com
greece

День рождения в Древней Греции. Часть 2. Традиции отказа от детей и инфантицид в античности...

... по данным археологии.

Что такое инфантицид. Спартанские Апофеты и карфагенский Тофет
Римские термы в Ашкелоне
Римская вилла в Британии

Заброшенный колодец на афинской Агоре. Часть 1.


Все норовлю привести примеры из римской археологии. Вернемся к грекам. В греческой литературе нередки примеры «выброшенных» детей. Особенно часто так поступают отцы со своими сыновьями, получив негативный оракул, или матери, родив в результате акта насилия (чаще всего совершенного богом). В первом случае можно вспомнить Эдипа Софокла или троянского царевича Париса, во втором – Иона из одноименной трагедии Еврипида.

Также разочарованный отец мог отказаться от девочки (такая судьба постигла знаменитую Аталанту) или от плода супружеской неверности со стороны жены (так поступил деверь Антиопы с ее сыновьями от Зевса Амфионом и Зетом). При отказе от ребенка на таких условиях обычно совершенно неважно, насколько он здоров. Как же обстояло дело в Греции с хилыми и болезными детьми?

Прекраснодушные афиняне, вечные антагонисты спартанцев, как выяснилось, выбрасывали больных и увечных младенцев.


Естественной границей афинской Агоры – главной площади города – с западной стороны являлся Рыночный холм. На его склоне до сих пор стоит Гефестион – храм бога Гефеста. Рядом (на севере) в классический период находился ремесленный квартал – мастерские и лавки кузнецов. Для обслуживания квартала здесь имелась примитивная система водоснабжения с колодцем и цистерной. Примерно в первой четверти II в. до н.э. квартал был заброшен, дома ветшали и разрушались, а от взгляда с Агоры все это стыдливо прикрывала стоя Зевса.

Во время американских раскопок этого района в 1930-х годах оказалось, что заброшенный колодец (диаметром всего около 1 метра) длительное время служил помойкой. Археологи раскопали его на глубину в 22 метра, так и не дойдя до дна.

В верхней части был обнаружен тонкий слой мусора византийской эпохи, а затем до глубины в 13 метров только камни и земля. Грунтовые же воды появились на отметке в 11 метров. Между 16 и 19 метрами глубины обнаружился бронзовый лом. Но самым интересным было то, что все девять последних метров раскопанного колодца оказались набиты человеческими и животными костями вперемешку с обломками керамики.

Всего в колодце нашли останки более 450 человек, из них – одного взрослого и одного ребенка. Все остальные косточки принадлежали младенцам или человеческим плодам последних сроков беременности.

Керамика, сопровождавшая захоронения, на первый взгляд была похожа на обычный кухонный бой. Однако при ближайшем рассмотрении оказалось, что многие сосуды целы, и вообще большинство из них могло быть использовано при уходе за роженицей и ребенком. Таким образом, в колодце эта керамика могла оказаться по причине ее осквернения контактом с родами или смертью. На основании исследований керамики можно предположить, что те самые 9 метров колодца заполнялись в течение лет 15 – между 165 и 150 гг. до н.э.

Что же касается животных костей, то помимо ожидаемых свиных, козьих и овечьих, то есть, отходов кулинарного производства, в колодце оказалось более 150 собак. Исследования этих останков дали много интересного. Во-первых, около 70% собак были взрослыми, 16-18% - молодыми псами, оставшиеся – щенками. То есть, возрастное распределение не соответствует естественному вымиранию. В противном случае пики смертей падали бы на возраст щенков и старых псов, как наиболее уязвимые категории.

Половой состав не указывает на специальный подбор животных по этому признаку: есть как самцы, так и самки примерно в равных количествах. Размеры их варьируются весьма широко: от мелких собачонок до крупных сторожевых псов, но большинство – до 45 см в холке. Состояние костей собак указывает на довольно тяжелую жизнь – здесь и явный недостаток питания, и переломы (в том числе сросшиеся) ребер и конечностей.

По всему выходит, что животных не готовили специально для отправления похоронного культа. Однако большой процент взрослых собак среднего роста может указывать на имевший место в процессе отлова отбор по этим показателям. Ведь в городской свалке трупов животных должно быть больше остальных щенят и старых собак, поскольку, как я говорила выше, при естественном вымирании бродячих животных большинство смертей приходится именно на эти возраста.

Исходя из этих данных, можно предполагать, что собаки являлись жертвами – очистительными или отвратительными. Мясо подобных жертв не было предназначено для жертвенного пира участников и часто уничтожалось. Как мы знаем, собаки часто приносились в жертву Гекате – так что в афинском колодце они могли «способствовать» переходу душ умерших детей в иной мир.

На иллюстрациях: собачьи челюсти из колодца, из-за контакта с бронзой позеленевшие со временем, и камеральная лаборатория («камералка», «керамичка») археологической экспедиции Агоры 1937 года – здесь обрабатывали и сортировали найденную керамику.




Comments

Масштабно "намусорили"!
Но и тут, похоже, что младенчики естественной смертью помирали.
Сколько загадок! Интересен исторический контекст: это время формальной независимости Афин от македонцев (после Второй македонской войны), и до зависимости от Рима (Ахейская война), но и время упадка; население в ту пору сократилось очень резко.
Мне кажется, исторический контекст интересен только сам по себе. Если колодец служил для банального захоранивания акушерками уже мертвых новорожденных, то он вряд ли влиял на их деятельность. Мне эта версия наиболее близка, я не верю в заговоры, жертвоприношения или еще что-либо организованное.