?

Log in

No account? Create an account
я

Декабрь 2017

Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Закладки

Разработано LiveJournal.com
greece

День рождения в Древней Греции. Часть 2. Традиции отказа от детей и инфантицид в античности...

... по данным археологии

И, наконец, итоги...


Подытожу рассказанное в предыдущих постах части 2. В античных источниках период раннего детства, и особенно младенчества, практически не освещен. С медицинской точки зрения его тоже никто не рассматривал. Два таких известных медика античности, как Гиппократ (V-IV вв. до н.э.) и Соран (I-II вв. н.э.), уделяли внимание только женщинам – беременности и родам, кратко упоминая советы по уходу за младенцами. Также письменные источники не сообщают нам ничего подробного о ритуальных обычаях, касающихся смерти и похорон детей до трех лет. Однако, несомненно, эти смерти трогали близких ребенка и наверняка вызывали печаль и боль у родителей.


Интерес к исследованию детских костей появился не так давно. Вроде как ребенок – не человек, что с него взять, он же и не жил почти вовсе. Однако, как выяснилось с появлением все новых методов исследования остеологического материала, и останки младенцев могут многое рассказать о жизни в античности. И не только о самих младенцах.

К сожалению, детские косточки очень хрупкие, что отражается на их сохранности, и по ним не различить пола погребенного ребенка. Возраст для младенцев чаще всего определяют по неонатальной линии на молочных зубах: если она присутствует, значит, ребенок родился живым и некоторое время прожил. При её отсутствии следует считать его мертворожденным или результатом выкидыша/аборта.

Какую же информацию могут дать детские скелеты? О заболеваниях и патологиях, методах их лечения или поддерживающей терапии. О культуре питания, характерной для данной местности. А также об отношении античных взрослых к античным детям – вспомним о двух таких разных малышах из афинского колодца.

Относительно античного инфантицида следует сказать, что с ним дело обстоит не так просто, как могло показаться на первый взгляд. Да, ценность жизни младенца в античности была весьма невелика. Но это обуславливалось, скорее, высокой перинатальной смертностью, нежели склонностью древних людей к предумышленному убийству новорожденных.

К тому же религиозное сознание того времени рассматривало видимые врожденные патологии как проклятие богов, и не всякий мог позволить себе идти наперекор божественному замыслу. Видимо, с этим связано равнодушное отношение к останкам детей с патологиями.

Что же касается массовых захоронений неонатальных косточек в непредназначенных для этого местах, то не всякий подобный «некрополь» был свидетельством инфантицида. Хотя исследователи могли предполагать худшее и строить версии относительно инициаторов зловещего «преступления», часто реальность была намного проще.

Вероятно, стоит смотреть на это, как на традиции погребения определенной возрастной категории, обусловленные сложившимся в веках и закрепленным правом отношением к детям от рождения до трех лет как к неполноценным членам социума. Им отказывали в посмертных обрядах, но, тем не менее, некоторые черты культа в погребениях все же присутствуют. Взрослые заботились о правильном переходе младенцев в иной мир, давая им в «поводыри» собаку, а «в подарок» (детям или богам) – бусину.

Впрочем, интерпретации как младенческих захоронений, так и присутствия в них собачьих останков достаточно гипотетичны, и в будущем, с увеличением количества (и качества) исследований в этой области, нас наверняка ждут интересные открытия.

На иллюстрациях: младенец Дионис в компании Гермеса (мрамор, IV в. до н.э., Археологический музей Олимпии) и младенец Плутос в обществе богини Эйрены (римская копия с греч. оригинала IV в. до н.э., мюнхенская Глиптотека).






Предыдущие части:

Часть 1. Рождение и первые годы жизни

Часть 2. Традиции отказа от детей и инфантицид в античности по данным археологии
Что такое инфантицид. Спартанские Апофеты и карфагенский Тофет
Римские термы в Ашкелоне
Римская вилла в Британии
Заброшенный колодец на афинской Агоре. Часть 1
Заброшенный колодец на афинской Агоре. Часть 2
Колодцы в Мессене и Эретрии
Килиндра на Астипалее – самое большое младенческое кладбище в мире
Поджо Граминьяно – самое большое младенческое захоронение в Италии

Comments

Спасибо Вам за непрядвзятое, объективное расследование. Мне было очень интересно читать Ваши статьи. Особенно про карфагенский Тофет. Я тоже этой темой интересуюсь: http://ltraditionalist.livejournal.com/941567.html
Современный античной Греции некрополь культуры Наска в Перу. Там мумии взрослых похоронены в больших ямах, обложенных сырцовыми кирпичами. А дети закопаны там же, но не глубоко. Экскурсовод сказал, что по версии историков считали, что дети ближе к небесам, поэтому их не надо глубоко закапывать.
У греков не было "небес" в загробной жизни. Все шли в Аид, за исключением некоторых обожествленных героев, которых Зевс допустил на Олимп.

Наска - не совсем современна античной Греции, скорее, она современна Риму, особенно времен Империи.
Тут у греков и римлян противоречие. С одной стороны считалось, что после смерти память стирается, душа ничего не помнит и дела потомков ей уже не интересны. С другой стороны - предков почитали.
Шпенглер считал, что у греков и римлян не было единого культа и мифа, а куча местных вер и богов, которые свели воедино уже в начале нашей эры.
Культуры Южной Америки экономически, технологически и социально здорово отставали. Их проще сравнивать с минойской.
Так это не я их сравнивала, а вы.
И вам спасибо - за интерес. )

Спасибо за серию. И отдельно за факт про неопределяемость пола у младенческих останков

Отличная работа получилась, поздравляю! Хотя в процессе и появлялись едва уловимые "недочеты", вызывавшие ощущение легкой манипулятивности или провокационности, более свойственные кое-каким сортам журналистики, выводы сделаны очень достойно. Можно даже сказать, с более глубоким, чем проявился в текстах, знанием и пониманием предмета.

Короче, зачёт!
Спасибо. Но это не студенческая работа.
Конечно, не студенческая. В разных смыслах этого слова.
В одном-единственном и основном - она не требует оценок. Тем более настолько строгих. Это просто мой рассказ о некоторых древних традициях через призму археологии и обсуждение опять же некоторых гипотез с моим мнением. И да, конечно, очень круто, что вы нашли возможным поставить "зачет", хоть и с оговорками. Понятно, минусы ж в зачетку не идут.
Слово "зачёт" я употребил исключительно для того, чтобы вы обратили внимание на мой комментарий ;)

А если кому не нужны оценки, он обычно отключает комментарии.
Грешна - люблю потрепаться.
Иногда это бывает на пользу - как в обсуждаемой работе ;)
Я пользы не вижу, но если ее видите вы, значит, потрепались не зря.
Польза, конечно, абстрактная. Но по формальным критериям, насколько я их понимаю, на кандидатскую по истории почти тянет.
Ха-ха. Смешно. Раньше, когда мне было скучно, я тоже ходила в какие-нить паблики или на форумы слегка потроллить людей.

Я уже поблагодарила вас за высокую оценку моей писанины, можно больше не распинаться.
Не за что. Приятно, что у серии нашлись свои читатели.

А про неонатальную линию на молочных зубах у новорожденных знали? )

Я и близко не специалист в этой теме, только лишь увлечённый интересующийся любитель, так что и про линию не знала :), но про пол сильнее впечатлило. Как-то, наверное, это для меня важно в самоопределении и вообще, а тут выходит, что вот человек был, мы можем многое о нём сказать, а пол неизвестен.

> Однако, несомненно, эти смерти трогали близких ребенка и наверняка вызывали печаль и боль у родителей.

Consolatio ad uxorem Плутарха, конечно, в эту же копилочку. Письмо Плиния III. 16, хотя там уже пересказ легенды, события многолетней (70?) давности.

А вот Цицерон с Сенекой по младенцам велели не горевать…