?

Log in

No account? Create an account
я

Июнь 2018

Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Закладки

Разработано LiveJournal.com
travels

Путешествие к кратеру Везувия. История фуникулера

Этой заметкой я заканчиваю записки о Везувии: Как добраться и общие условия посещения, Дополнения к информации о визите на Везувий автобусами EAVBUS, Дополнения к информации о визите на Везувий на собственном/арендованном автомобиле, Национальный парк Везувия. Creator Vesevo, Национальный парк Везувия. Кратер.

Помните, я рассказывала, что когда-то на Везувий можно было не только дойти пешком, но и воспользоваться более быстрыми и удобными способами передвижения. К сожалению, ни фуникулера, ни кресельного подъемника больше нет, и в этом, в первую очередь, виноват сам Везувий, но память людская ничего не забывает.


Фуникулер на Везувий – единственный в мире ведущий на активный вулкан – построили за два года. Это было всего два вагончика на паровой тяге. Фуникулер был открыт в 1880 году, в честь него была написана песня "Funiculì-Funiculà".



музыка: Луиджи Денца (Luigi Denza)
слова: Пеппино Турко (Peppino Turco)
поет: Джузеппе Ди Стефано (Giuseppe Di Stefano)

Сегодня вечером я пришёл
В те места, которые тебе знакомы,
Которые тебе знакомы.
Туда, где суровое сердце никаких обид
Не сможет причинить, не сможет причинить.

Туда, где обжигает страсть, но если убежать
Она отпускает тебя, она отпускает тебя.
И не мчится за тобой и не губит тебя,
Можно только лишь смотреть ей вслед.

Мы несёмся, мы мчимся вверх,
На фуникулёре, на фуникулёре.
Мы мчимся вверх на фуникулёре.

Мы мчимся с тобой, от земли до горы
Всего один шаг, всего один шаг.
И вот видна Франция, Прочида и Испания,
А я вижу только тебя, я вижу только тебя.

Держись покрепче за ремни,
Нас уносит в небо, нас уносит в небо.
Нас уносит словно ветром, и вот,
Мы поднялись на вершину, мы поднялись,
Мы поднялись.

Мы несёмся, мы мчимся вверх,
На фуникулёре, на фуникулёре.
Мы мчимся вверх на фуникулёре.

Мы несёмся, мы мчимся вверх,
На фуникулёре, на фуникулёре.
Мы мчимся вверх на фуникулёре.

La canzone napoletana

Aisséra, Nanninè', mme ne sagliette,
Tu saje addó', tu saje addó'.
Addó', 'sto core 'ngrato, cchiù dispiette
Farme nun pò, farme nun pò.

Addó' lo ffuoco coce,ma si fuje,
Te lassa stá, te lassa stá.
E nun te corre appriesso e nun te struje
Sulo a guardá, sulo a guardá.

Jammo, jammo, 'ncoppa jammo ja'.
Jammo, jammo, 'ncoppa jammo ja'.
Funiculí - funiculá, funiculí - funiculá.
'Ncoppa jammo ja', funiculí - funiculá.

Nèh jammo, da la terra a la montagna,
No passo nc'è, no passo nc'è.
Se vede Francia, Pròceta, la Spagna
E io veco a te, e io veco a te.

Tiráte co li ffune, ditto 'nfatto,
'Ncielo se va, 'ncielo se va.
Se va comm'a lo viento e, a ll'intrasatto,
Gué saglie sá', gué saglie sá'.

Jammo, jammo, 'ncoppa jammo ja'.
Jammo, jammo, 'ncoppa jammo ja'.
Funiculí - funiculá, funiculí - funiculá.
'Ncoppa jammo ja', funiculí - funiculá.

Jammo, jammo, 'ncoppa jammo ja'.
Jammo, jammo, 'ncoppa jammo ja'.
Funiculí - funiculá, funiculí - funiculá.
'Ncoppa jammo ja', funiculí - funiculá.


То, что сообщает нам по этоу поводу Википедия: "Фуникулёр к кратеру Везувия был торжественно открыт в 1880 году, но популярностью в это время, он не пользовался, так как большинство туристов, взбирающихся на Везувий, предпочитали пешие прогулки по склонам вулкана. Вскоре, владельцы фуникулёра начали нести убытки. Тогда они решили сделать песню, которая послужила бы рекламой для фуникулёра" - полная чушь. Тот, кто это написал, видать, ни разу не "прогуливался по склонам вулкана". Фуникулер был популярен у туристов, вот только, как всегда, все испортили деньги.

С 1886 года у него начинают меняться владельцы, и происходит это из-за высокой стоимости обслуживания фуникулера и недостаточной окупаемости. Финансовые неурядицы с гидами привели к тому, что последние сожгли одну из остановок на пути вагончиков.Однако в 1903 году из Пульяно к подножию Везувия провели узкоколейку, и руководство фуникулера в некотором роде было даже вынуждено увеличить емкость фуникулера, докупив два новых вагончика и заменив паровую машину на электрическую тягу. Все бы хорошо, но наступил 1905 год.

В конце мая Везувий предупредил о том, что недоволен, слегка треснув в нескольких местах вершины. Эти трещины изливали лаву, а потом исчезали, когда уровень магмы в жерле вулкана опускался. Правда, в 1905 году его недовольство этой мелкой, недостойной такого мощного вулкана деятельностью все и закончилось. А вот в следующем, 1906, году Везувий разошелся так, что мало не показалось.

4 апреля он вновь напомнил о себе толчками, и администрацию фуникулера в скором порядке эвакуировали в Пульяно. Землетрясение было лишь началом – Везувий извергался почти весь апрель. Но для фуникулера всё было кончено уже к 8-му числу: всё, что нажито непосильным трудом нижняя и верхняя станции, ресторан, оборудование, вагончики – всё было уничтожено, да еще и покрыто слоем пепла от 20 до 30 м. 8 апреля Везувий так вышел из себя, что его конус взорвался, правда, почти без мусора, газом, но, тем не менее, эта ярость стоила ему высоты (она понизилась до 165 м) и ширины (диаметр кратера увеличился до 650-700 м).

Весь апрель Везувий изливал лаву, выбрасывал газовые облака на высоту в 13 км, пепел, всякий шлак, а в конце месяца его поддержала погода – сильный ливень смывал с его склонов всю грязь вниз, на городки у подножия вулкана. Неаполитанскому побережью опять не повезло. Три городишки – Оттавиано, Сомма-Везувиана и Сан-Джузеппе – поплатились жизнью.

Но надо знать итальянцев, такая ерунда, как извержение Везувия, не может остановить их тягу к жизни... у Везувия. Уже к 1909 году фуникулер был восстановлен. Но Везувий тоже не сдавался – в 1911 году он ответил взрывом на вершине, и верхняя станция была вновь уничтожена. Люди снова все восстановили и наслаждались доставкой на Везувий до 1929 года (а в 1928 году у фуникулера опять сменился собственник), когда вулкан решил проснуться. Правда, это извержение удалось пережить с минимальными потерями, но следующее…

Следующее извержение окончательно похоронило знаменитый фуникулер.


Частично засыпанная вулканом нижняя станция фуникулера


Как мы помним, с октября 1943 года в Неаполе уже стояли союзнические войска, поэтому фуникулер находился под их контролем. Восстанавливать его, разумеется, не стали.

ВВС любезно знакомит нас с воспоминаниями солдата Альфреда Джона Буна, который описал извержение Везувия 1944 года.

"Mar 19th Vesuvius very restless.

Mar 20th Even more so.

Mar 21st Eruption starts. Could see lava erupting from crater. Go up to sites on sides to help evacuation with recovery vehicles. Earth tremors most of the time.

Mar 22nd Tremors during day with loud explosions. Night clouds of smoke with pulsating glows. Showers of ash falling. Continual equipment evacuation.

Mar 23rd Evacuation continues. Canopies on vehicles burnt by ash. Wear balaclavas and helmets night. Great boulders being spewed. Electric storms. Above the crater, lava runs as quick as a stream.

Mar 24th Pity the vineyard owners. Their yards are buried. Help them with their property if possible. Explosions are blowing doors open and causing some structural damage. “Red snow” falling today. Blows in everywhere.

Mar 25th Very little “snow” today. But some rain to churn it up. Material from crater, looks like billowing cauliflowers. Talked to a Volcanologist on mountain. Suggested it was a bit dodgy in their observatory. Said he stay there no matter what. Had waited for it for years.

Mar 26th Very quiet. Dust blowing out to sea. Most equipment moved. Not a lot of damage. Burns mostly to canopies and cables. In Torre Annunziata the dust was a foot deep."


Перевод (мой):

19 марта. Везувий очень беспокоен.

20 марта. Сегодня ещё больше.

21 марта. Извержение начинается. Можно увидеть, как лава вырывается из кратера. Поднимаемся по склонам, чтобы помочь эвакуации техникой. Подземные толчки [ощущаются] бОльшую часть времени.

22 марта. Подземные толчки в течение дня с громкими взрывами. Ночные клубы дыма с пульсирующим светом. Идет дождь из пепла. Продолжается эвакуация оборудования.

23 марта. Эвакуация продолжается. Навесы на транспорте сгорели от пепла. На ночь одеваем шапки и каски. [Вулкан] выбрасывает огромные глыбы. Грозы. У кратера лава течет быстрым потоком.

24 марта. Жаль владельцев виноградников. Их дворы погребены. Помогаем им с их имуществом, если это возможно. Взрывы распахивают двери, разрушая здания.Сегодня падает "красный снег". [Пепел] задувает повсюду.

25 марта. Сегодня пепла очень мало. Но небольшой дождь смывает и его. Вылетающее из кратера напоминает цветную капусту. Говорил с вулканологом на горе. Полагаю, что [находиться] в их обсерватории немного рискованно. Он сказал, что останется там, несмотря ни на что. Он ждал этого долгие годы.

26 марта. Очень тихо. Пепел уносит ветром в море. БОльшая часть оборудования перевезена. Ущерба не слишком много. Горят в основном навесы и кабели. В Торре-Аннунциата пепел толщиной в фут [30 см]."

Но идея подниматься на вершину Везувия на транспорте не оставляла итальянцев. Уже в 1988 году проект возрождения фуникулера должен был осуществиться – вся документация была утверждена, все разрешения на строительство получены, и в 1991 году работы было начались, но к сентябру они были остановлены и больше не возобновлялись.

Пара слов о землетрясении, разрушившем кресельный подъемник. Оно произошло 23 ноября 1980 года и охватило территорию в 26 тыс. кв. км между Неаполем и Потенцой. 7 толчков магнитудой в 6,8 единиц по шкале Рихтера с эпицентром чуть южнее Неаполя. Погибло около 3 тысяч человек, пропало без вести полторы тысячи, пострадали 8 с лишним тысяч, остались без крова 30 тысяч.

Comments