?

Log in

No account? Create an account
я

Ноябрь 2017

Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Закладки

Разработано LiveJournal.com
travels

Вена. Kunsthistorisches Museum. Коллекция классических древностей. Ч. 1. Немного о реконструкции

Немаленькая в Kunsthistorisches Museum и античная коллекция (Antikensammlung) – сейчас 9 залов и 7 кабинетов (всего 1452 м2). Она, как и Египетско-ближневосточная коллекция, располагается в здании музея на Мария-Терезиен-плац.

Как водится, собиралась она столетия (с XVI века): покупка частных собраний, перевод вещей из других музеев, результаты работы австрийских археологических миссий. В постоянной экспозиции музея – 2250 экспонатов.

Здесь, так же, как и в залах и Египетско-ближневосточной коллекции, просто фантастическое освещение – это касается света как в залах, так и в витринах. Сделано оно было во время последней реконструкции в 2000-2005 годах. Кроме этого, была обновлена концепция экспонирования (ею занимались сотрудники Коллекции классических древностей) и добавлены новые площади – 7 т.н. кабинетов общей площадью 225 кв. м – и новые экспонаты из запасников. В залах римского портрета паркетные полы заменили на мраморные, что больше соответствует выставке скульптуры. Были заменены на современные системы сигнализации, пожарооповещения и пожаротушения, а также отопительная система, что позволило убрать из залов старые радиаторы. Прежние витрины тоже обзавелись новым светом.

Дизайн пространства был разработан Atelier Hans Hoffer, а изготовлением более сотни новых витрин, их монтажом и установкой освещения занималась небезызвестная в музейных кругах ARTEX 2012 GmbH. На сайте этой компании есть прекрасные фотографии античных залов после реконструкции:



Кабинет 1


Кабинет 3


Это, кстати, зал Ближнего Востока из предыдущего моего поста.


Зал XIII


Зал XIV


Зал XV


Зал XVII


Зал XVIII


К слову, эта же фирма занималась освещением и витринами в уже знакомом нам Музее глобусов. Результат и там впечатляет.

Не смогу, наверное, это описать правильными словами, но концепция Хоффера предусмотрела еще одну интересную вещь – т.с., пространственные оси между эпохами и культурами. Например, из первого же зала Древнего Египта сквозь анфиладу остальных вы видите греческого дорифора – канон классической скульптуры.



От кипрской архаики сквозь эллинизм (саркофаг с амазономахией) – к древнеримскому Вакху.



От дорифора через эллинистического кентавра взгляд ваш падает на императора Веспасиана, задрапированного в тогу.



У анфилады семи кабинетов тоже есть такая точка: через кабинеты Кипра, этрусков и прочих до-римлян взгляд упирается в юношу из Магдаленсберга.





С этим экспонатом произошла очень интересная и печальная для австрийского музееведения история. В 1502 году крестьянин у горы Магдалены (это в Южной Австрии, земля Каринтия), там, где ранее уже были открыты кельтское и римское поселения, случайно нашел в земле большую (185 см) бронзовую статую. От него статуя попала местному епископу, который в 1519 году перевез ее в Зальцбург, будучи назначенным туда архиепископом. В 1551 году бронзовый юноша перешел во владение императора Фердинанда I, которому пришла в голову идея подарить копию родственному двору в Испании.



Копия уехала в Мадрид, где дважды появилась в описях королевских садов Аранхуэса – в 1662 и 1786 годах. С начала XIX века упоминаний о статуе не было, и ее местонахождение до сих пор неизвестно.

В 1806 году, после Пресбургского мира, оригинальный юноша из Магдаленсберга попал в Вену. И только в 1983 году, во время анализа металла, из которого сделана статуя, и техники его литья, выяснилось, что это – копия, сделанная в свое время для Испании.

Оригинал статуи был отлит в первой половине I в. до н.э. и имел под собой моделью классическую статую V-IV вв. до н.э., возможно, даже из мастерской Поликлета. На ее правом бедре вырезана надпись-посвящение двух вольноотпущеников:

A[ulus] Poblicius D[ecimi] l[ibertus] Antio[cus]
Ti[berius] Barbius Q[uinti] P[ublii] l[ibertus] Tiber[inus or -ianus]

До сих пор это единственная сохранившаяся в полный рост античная бронзовая статуя, найденная на территории Австрии, одна из крупнейших находок римского времени в Восточных Альпах.


Фотографии в посте (кроме фотографий Артекса) – мои. А я, увы, не фотограф. 8)

Comments