?

Log in

No account? Create an account
я

Ноябрь 2017

Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Закладки

Разработано LiveJournal.com
travels

Вена. Kunsthistorisches Museum. Коллекция классических древностей. Ч.2. Схема залов

Вена. Kunsthistorisches Museum. Коллекция классических древностей. Ч. 1. Немного о реконструкции залов начала 2000-х

Итак, Коллекция классических древностей венского историко-художественного (или, если угодно, истории искусств) музея:




Зал X – греческая скульптура. Основные экспонаты: дорифор, дискобол, вотивные скульптуры с Кипра.

Зал XI делится на две части: продолжение греческой скульптуры (эллинистическая) и римская скульптура. Здесь точки притяжения – саркофаг с амазономахией, большая римская мозаика, посвященная Тесею, Венская Кора.

Зал XII – римский портрет периода Республики.

Зал XIII – римский портрет I–III вв. н.э. С римскими бюстами соседствуют 8 файюмских портретов.

Зал XIV – Греция: керамика, терракота, бронза.

Зал XV – Рим: бронза, стекло, керамика, фрески.

Зал XVI – коллекция гемм и камей, в настоящее время включающая в себя около 8000 предметов, выставлена далеко не полностью. Это одна из наиболее значимых и крупных коллекций в мире. Главные экспонаты зала – гемма Августа и камея Птолемеев.

Зал XVII – клады эпохи Великого переселения народов: из Остропатаки, Унтерзибенбрюнна, Надьсентмиклоша и т.д. В центре зала стоит колонна, вокруг которой витрины образуют круг. Колонна из ржавой стали (весит 11 тонн) вместе с подсвеченной чернотой поверхности внутри витрин по идее Ханса Хоффера должна производить впечатление, будто клады все еще лежат в земле.

Зал XVIII – поздняя античность и раннее христианство.

Кабинет 1 – искусство Кипра: керамика и скульптура.

Кабинеты 2-3 – искусство этрусков: керамика, бронза.

Кабинет 4 – италики: большая витрина разнообразной керамики.

Кабинет 5 – героон из Трисы: экспонируются три фрагмента рельефов с известного памятника архитектуры династической Ликии IVв. до н.э., которые тоже имеют свою интересную историю открытия и обретения их музеем истории искусств Вены.

20 декабря 1841 года учитель гимназии из Познани и путешественник по Малой Азии Юлий Август Шёнборн около турецкой деревни Гёльбаши обнаружил остатки античного поселения, множество древних каменных саркофагов и небольшую постройку, украшенную рельефами. Однако его сообщение об этом осталось малоизвестным, а после смерти Шёнборна и вовсе забылось.

Героон представлял собой здание без крыши неправильной четырехугольной формы с высотой стен более 6 м. Внутри героона находился саркофаг. Рельефные фризы, украшавшие верхнюю часть стен, изображали сцены из греческих мифов: амазономахии, похода «Семеро против Фив», «Одиссеи», битвы лапифов с кентаврами и т.п.



Вторичное открытие ликийского города Трисы состоялось 17 апреля 1881 года Отто Бенндорфом, профессором института классической археологии университета Вены, в составе первой экспедиции, отправленной в Османскую империю министерством культуры и образования Австро-Венгрии. Австрийское правительство договорилось с османским о передаче одной трети находок за работу по раскопкам Трисы и в апреле 1882 года в Турцию была отправлена вторая экспедиция, одной из задач которой была подготовка рельефов к вывозу в Австрию.

Путешествие ликийских рельефов в Вену не было простым. Только для того, чтобы добраться от Трисы до моря деревянным, обитым железом ящикам предстояло проехать 22 км по горным дорогам, спускающимся в долину высохшей реки Демре. К сентябрю 1882 года этот путь проделали 79 ящиков с плитами южной и западной стен, составлявшими в совокупности более 30 метров фриза.

Затем австрийская дипломатия включилась на полную мощь, отстаивая в течение последующей недели «политику неразделения художественного произведения» на части. Усилия дипломатов увенчались успехом – османы дали согласие на вывоз 168 ящиков, содержащих в себе все до единой плиты фриза. На месте оставались лишь ворота и два саркофага. Однако с турецкой стороны было выдвинуто условие – третья экспедиция по вывозу рельефов состоится только после транспортировки за счет австрийской стороны одного из саркофагов в Стамбул.

Работы по перевозке саркофага оказались намного труднее вывоза рельефов – его колоссальные блоки были слишком тяжелы и велики. Кроме того, во время подготовки к транспортировке при падении сильно пострадали двери ворот. Предприятие усугубляли и плохие погодные условия, а, главное, обводнявшаяся осенью Демре – все работы по переноске ящиков велись турецкими рабочими по грудь в воде.

Все мероприятие по вывозу саркофага, погрузки на судно и доставки его морем в Стамбул заняло полтора года. Лишь в конце апреля 1884 года австрийцы смогли вывезти оставшиеся плиты с героона Трисы в Вену. Саркофаг (т.н. саркофаг с дельфином) же сейчас находится в запасниках археологического музея Стамбула.

К сожалению, более сотни лет хранения рельефов героона из Трисы в музее истории искусств Вены не сделали их доступными широкой публике – до реконструкции музея они не выставлялись в его залах. Да и теперь в 5-м кабинете коллекции классических древностей экспонируется лишь несколько плит.

К слову, с начала 90-х годов прошлого века Турция ведет разговор о возвращении рельефов героона из Трисы. И хоть это и не такая острая тема, как мраморы Элгина, да и прав у австрияк гораздо больше, но, тем не менее, вопрос такой со стороны Турции стоит до сих пор.

Кабинет 6 – древнеримские находки на территории нынешней Австрии.

Кабинет 7 – древнеримские находки на территории нынешней Австрии: главный экспонат зала – «юноша из Магдаленсберга».

Comments