?

Log in

No account? Create an account
я

Ноябрь 2017

Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Закладки

Разработано LiveJournal.com
travels

Вена. Kunsthistorisches Museum. Коллекция классических древностей. Ч.3. Залы X – XIII

Вена. Kunsthistorisches Museum. Коллекция классических древностей. Ч. 1. Немного о реконструкции залов начала 2000-х

Вена. Kunsthistorisches Museum. Коллекция классических древностей. Ч.2. Схема залов




Зал X – греческая скульптура



Дискобол. Римская копия (II в. до н.э, мрамор, выс. 87 см) с греческого оригинала скульптора Мирона (V в. до н.э.).

За дискоболом – погребальная стела сер. IV в. до н.э. (мрамор, выс. 82 см). Изображена стандартная сцена прощания.

Бюст Афины (I-II вв. н.э., выс. 96,5 см). Копия греческого оригинала V в. до н.э., возможно, Фидия. Голова – часть монументальной статуи с виллы Адриана в Тиволи. В XVIII веке скульптор Бартоломео Кавачеппи дополнил голову бюстом, шлемом и добавил волосы у висков.


Фрагмент (правая часть) терракотового трона (выс. 61 см, дл. 62 см, конец VI в. до н.э., возм., с Сицилии).

Фрагмент украшают два ряда архаических фигур: нижний – три юноши (куроса), верхний – три девушки коры), держащих на согнутой руке птицу. Фигуры выполнены с применением матриц. Переднюю часть фрагмента оканчивает лапа хищника.


Торс дорифора - "копьеносца". Римская копия (100-200 вв. н.э., мрамор, выс. 126 см) с греческого оригинала скульптора Поликлета (V в. до н.э.).


Погребальные стелы. Традиционные сюжетные композиции типа прощания с семьей и т.п. (Керамик, Афины, IV в. до н.э., мрамор)





Скульптура архаическая. На переднем плане – вотивная статуя мужчины. Я условно называю его «куросом» за улыбку (во всем остальном он, конечно, не юноша). 550-525 гг. до н.э. Кипр, святилище Аполлона в Пиле (известняк, остатки краски; выс. 201 см). Куплен в 1872 году

Слева от «куроса» еще две вотивные статуи с Кипра: молодого мужчины (520-480 г. до н.э., выс. 70,5 см) и женщины (550 г. до н.э., выс. 53 см) с цветком в руке и короной из листьев на голове. Задняя поверхность статуи мужчины плохо обработана, вероятно, потому, что статуя предназначалась только для осмотра спереди. Обе из известняка и сохранили следы окраски. Справа – восседающая на троне богиня, возможно, Астарта (1 пол. VI в. до н.э., известняк, выс. 81 см, дл. 54 см, гл. 43 см, Кипр).


Слева от дверного проема – статуя Асклепия (IV в. до н.э., мрамор, Греция, 95 см в высоту). В глубине справа – мраморный торс кентавра (II-I вв. до н.э., выс. 85 см, дл. 97 см)



Зал XI – эллинистическая и римская скульптура




Эллинистический саркофаг со сценой амазономахии (Греция, 2 пол. IV в. до н.э., мрамор; выс. 91 см, дл. 264 см, шир. 104 см)

Происходит из античного города Соли (Солы), расположенного на северо-западном побережье Кипра, где был найден в 1557 году. В 1567 году попал в коллекцию торгового дома Фуггеров – знаменитых банкиров из Аугсбурга. В первой половине XVII века перешел во владение Габсбургов.


Крышка саркофага утеряна, вероятно, она повторяла форму крыши.

Кстати, как видно, греческие воины изображены нагими: только шлемы, щиты и короткие плащи. Амазонки же, наоборот, полностью одеты – на них штаны, обувь, хитоны, плащи и какие-то головные уборы.


Римская напольная мозаика со сценами из жизни Тезея. 410 х 420 см. 300-400 гг. н.э. На заднем плане: мраморная статуя Диониса (Вакха) (II в. н.э., Карфаген, выс. 180 см)



Была открыта в 1815 году на римской вилле в окрестностях Зальцбурга

Слева: Ариадна дает Тесею клубок.
Вверху: Тесей и Ариадна на корабле.
Справа: Ариадна на Наксосе.
В центре: Тесей побеждает Минотавра.


Муза, или "Венская Кора", "Wiener Kore" (мрамор, выс. 152 см)

Судя по флейтам в руках, Эвтерпа. Однако, если не путаю, руки дополнены позже, поэтому точно неизвестно, что она держала в руках изначально.
Интересно, что статуя греческая (330-320 гг. до н.э.), но одета муза и причесана в римских традициях.
Куплена у Станислава Понятовского в 1806 году.

Поверху стен идет живописный фриз 1890 года известного австрийского художника Августа Айзенменгера c мифологическими сюжетами.


Четырехголовый сфинкс. На заднем плане – римский мраморный «Саркофаг муз» с изображением Аполлона, Афины и муз. 180-200 гг. н.э.


Четырехголовый сфинкс. Римская статуя (Египет, мрамор, 2 пол. 2 в. н.э.) выс. 121 см, дл. 100 см

Интересно, что все четыре лица имеют портретные черты и отличаются друг от друга. В Австрию сфинкс попал в виде подарка в 1821 году, в 1891 году из Египетской коллекции путем ее разделения оказался в Коллекции классических древностей.


Фрагмент саркофага (180/190 г. н.э., выс. 90 см, дл. 105 см). Двери на торцевой стороне мраморного саркофага изображают ворота Аида (Гадеса), по сторонам стоят camillus – прислужники.


Т.н. "Агамемнон". Римская копия 2 в. н.э. с греческого оригинала 4 в. до н.э.


Гипнос. Римская копия 2 в. н.э. с греческого оригинала 4 в. до н.э.



Зал XII – римский портрет периода Республики




Постановление сената о вакханалиях (Senatus Consultum de Bacchanalibus) (размер без рамы: 27,3 х 28,5 см)

Знаменитая бронзовая табличка содержит самое древнее уцелевшее постановление сената на латинском языке. Оно запрещает празднование Вакханалий, ритуала, связанного с культом Диониса-Вакха. Тайный культ Диониса справлялся на тайных церемониях и ритуалах. Празднества в честь бога иногда приводили к экстатическим излишествам, и сторонники культа обвинялись также в причастности к тайной организации, угрожающей государству. Это постановление было предназначено для окончательной ликвидации культа Вакха.

Текст подтверждает основные положения подробного описания связанного с Вакханалиями скандала, сделанного позднее римским историком Ливием (Liv. 39. 8—19), который объясняет причины вмешательства сената. Обвинения в злоупотреблениях культа (сексуальные преступления, ритуальные преступления и безудержные оргии) также дали сенату предлог для проведения многочисленных политически мотивированных судебных разбирательств. «Постановление сената о вакханалиях» с его жесткими требованиями датируется 186 г. до н. э. В силу характерных для древней латыни языковых особенностей оно также представляет интерес для истории лингвистики.

Данная табличка — единственная уцелевшая копия эдикта, изданного консулами Квинтом Марцием Филиппом и Спурием Постумием Альбином, и была сделана для сельского поселения в южной Италии, Агер Тевранус (Ager Teuranus, ныне Тириоло в Калабрии). Оно также содержит приказ об оглашении декрета, а также его условий и наказаний, как минимум в течение трех рыночных дней на народном собрании и его публикации на бронзовой табличке в легкодоступном месте. Табличка была найдена в 1640 г. во время строительства дворца для принцев Чигала в Тириоло и вставлена в пышную черепаховую раму, инкрустированную перламутром и золотом. На драгоценной раме латинское посвящение императору Карлу VI от 1727 г.


Зал XIII – римский портрет I–III вв. н.э.


Файюмские портреты

Погребальные портреты, выполненные в технике энкаустики (восковыми красками) по дереву. Относятся ко 2-й половине II в.н.э. (1, 2, 3 – 117-138 гг., 4, 5 – 2 четверть II в.н.э., 6, 7 – 161-192 гг., 8 – 193-235 гг.; рамки написания портретов можно определить, принимая во внимание, например, прически, характерные для периодов правления разных римских императоров). Высота досок – от 30 до 40 см, ширина – от 18 до 22 см. Имена изображенных неизвестны, портреты называются описательно – «Дама с колье», «Пожилой мужчина», «Юноша с легкой бородкой» и т.д.


Римские портретные бюсты (мрамор)

Три бюста на заднем плане: 1. Септимий Север (192-211 гг. н.э.); 2. Марк Аврелий (170-180 гг. н.э., 68 см); 3. бородатый мужчина (2 пол. 2 в. н.э., 63 см), имеющий большое портретное сходство с известными изображениями Антонина Пия. За бородачом следует статуя императора Веспасиана (3 четв. I в.н.э., выс. 210 см). Между Аврелием и бородачом, если не ошибаюсь, император Коммод (180-192 гг. н.э., 34 см). Бюст у дальней стены, сильно освещенный, – это император Траян (108 г. н.э., 68 см). Между Траяном и статуей Веспасиана, по-моему, император Адриан (117 г.н.э., 31 см). Около него – портрет молодой женщины (120-130 г.н.э., 28 см) со сложной прической, характерной для эры Адриана. Кстати, у нее дополнены нос и правое ухо, да и сама голова, вероятно, часть бюста. Голова женщины в центре с прической в виде башни, украшенной лентой, похожей на ту, что ввела в моду Фаустина Старшая (140 г.н.э., 28,5 см). На первой линии: 1. юноша (сер. III в.н.э., 23,3 см); 2- 3. дети; 4. девушка (200 г.н.э., 18 см).

Comments