?

Log in

No account? Create an account
я

Апрель 2018

Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Закладки

Разработано LiveJournal.com
я

Подробности по третьей сказке

Сказка про волков, которых как ни корми, а они все на запад смотрят

Первое, что смутило отгадчиков, – размеры судна. Я сравнила своего героя с "Титаником", но не по водоизмещению, а по размерам (так удобнее было бы представить себе 3500 человек в качестве пассажиров).

Второе – Таллин. Он (и упоминание военного времени) сразу отсылает к Таллинским конвоям, и это тоже огромная подсказка, почему-то использованная только наполовину – в поле внимания остался только злополучный Таллинский переход 27 августа 1941 года. Но конвои выходили и чуть раньше. За период с 11 по 27 августа в Кронштадт из Прибалтики прошло 9 конвоев.

Не использована подсказка о масштабе катастрофы в рамках флота.

"Ээстиранд" ("Eestirand") – самое крупнотоннажное судно эстонского флота. В составе последнего с 1932 года, сначала как рыболовецкое, затем как торговое. С 1939 года – в составе Эстонского морского пароходства, с начала Великой Отечественной войны – как военный транспорт (ВТ-532) – в составе Краснознаменного Балтийского флота.


Итак, 24 августа 1941 года в 10 утра эскадренный миноносец "Энгельс", ледокол "Октябрь", танкер № 11, транспорт "Ээстиранд", гидрографическое судно (ГИСУ) "Гидрограф", теплоходы "Андрей Жданов" и "Аэгна", шесть тральщиков (№ 45, № 46, "Ударник", "Менжинский", "Антикайнен", "Фурманов") и два охотника за подводными лодками в составе конвоя вышли из Таллина в Кронштадт. На "Ээстиранде" – мобилизованные эстонские военнослужащие, больше 3,5 тысяч человек. Переход осуществлялся за тральщиками при постоянных атаках авиации противника.

Первым в районе острова Кери около 14 часов был подбит "Ээстиранд", часть людей оказалась за бортом. Капитан судна, не сделав попытки поднять их из воды, уходит чуть дальше – к островам Прангли, где и выбрасывает транспорт на берег. Идущий следом "Гидрограф" берет на борт около сотни оказавшихся в воде человек. Позже к Прангли подойдет катер за помполитом и комендантской командой, женщина-военврач откажется от эвакуации, оставшись с ранеными. Её 28 августа эстонские рыбаки привезут на судно-ловушку "Хийусаар".

Следующим (в начале шестого часа) подрывается на мине, теряя ход, "Энгельс". Рулевое управление выходит из строя, эсминец начинает кормой погружаться в воду. Подошедший катер "МО-201" подбирает из воды живых, снимает с терпящего бедствие "Энгельса" раненых и секретные документы, а экипаж последнего начинает борьбу за живучесть корабля. "Октябрь" берет его на буксир, однако сработавшая через полчаса вторая мина все усилия сводит на нет. Личный состав, включая офицеров, переходит на тральщик "ТЩ-45", "Октябрь" отдает буксир, и сразу после этого "Энгельс" уходит под воду.

От близких взрывов авиабомб танкер № 11 получает повреждения корпуса и опрокидывается на борт. "Гидрограф" и один из тральщиков в течение трех часов собирают людей с поверхности моря. Оставить танкер на плаву или взять его на буксир не представляется возможным, командование конвоем принимает решение его затопить. "Октябрю" пришлось сделать не менее десяти выстрелов из судового орудия, прежде чем танкер № 11 стал тонуть. Из-за большой длины (более ста метров) и особенности погружения (кормой) танкер сел на грунт, возвышаясь над поверхностью воды, и какое-то время еще служил опознавательным знаком.

Через несколько дней оставшиеся в живых на Прангли эстонцы числом более 2,5 тысяч объявляют остров территорией, свободной от большевиков, и поднимают на нем эстонский флаг. Организованной переброской с Прангли на материк эстонских военнослужащих, не желавших служить в рядах Красной Армии, занимался батальон "Эрна I", сформированный из остатков бойцов разведгруппы "Эрна".

"Ээстиранд"




Мемориал на Прангли







Метки:

Comments