?

Log in

No account? Create an account
я

Декабрь 2017

Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Закладки

Разработано LiveJournal.com
travels

Кипр. 2016. "Мозаика колесниц"/"Мозаика наездников"

Помимо мозаики "12 подвигов Геракла", в 2016 году, так сказать, ньюсмейкером была "Мозаика колесниц" из деревни Акаки, расположенной в 30 км от Никосии, столицы Республики Кипр. Сама мозаика уже была знакома археологам аж с 1938 года, когда её фрагмент случайно открыл местный крестьянин. Однако тогда не хватило ни средств, ни желания продолжать раскопки, поэтому мозаика была засыпана. Предполагается, что мозаичный пол принадлежал римской вилле, и тут, кстати, кроется, первый сюрприз находки - большинство поселений (и не только римских) на Кипре расположены вблизи побережья.





В 2013 году к раскопкам в этом месте решено было вернуться.





Помимо мозаичного пола, здесь интересна цистерна для воды (14х10 м) с подземными трубами и остатки какого-то сооружения (как кажется, из трех помещений). Раскопки продолжатся и в 2017 году.



Во время археологических сезонов 2015-го и 2016-го годов была открыта часть пола длиной 26 метров и шириной 4 метра, но и это еще не вся мозаика.





Так же, как мозаика с Гераклом, эта в своем роде уникальна: из сотен римских мозаичных полов, открытых по всему миру, менее 10 изображают гонки на колесницах (на Кипре таковых, кроме данной, нет) в таких подробностях. На мозаике представлен как раз этот сюжет: несколько квадриг (колесниц с упряжкой из четверки лошадей), управляемые возницами (лат. auriga/agitator), имена которых (а, может, еще и лошадей?) подписаны на греческом языке, соревнуются в гонке на ипподроме (или в цирке). Кстати, на Кипре не обнаружены ни римские ипподромы, ни цирки, но есть один стадион - в Курионе.













И тут вновь подарок для археологов. Во-первых, на двух полосах мозаики колесницы несутся в противоположных направлениях, и что совершенно ожиданно для реальных состязаний, порядок их разный. Во-вторых, мозаика чрезвычайно реалистична, поскольку содержит изображения элементов конструкции древнеримского ипподрома.











В верхней части мозаики мы видим разделительный барьер ипподрома, который назывался spina, украшенный колоннами (на трех из них установлены фигуры дельфинов, из которых течет вода). Слева от спины установлена meta - поворотный столб, рядом стоит человек (не знаю, зачем - для отмашки пройденных кругов, видимо, но в руках у него, как кажется, сосуд с водой?). На правой части спины мне видится их (пройденных кругов) счетчик (правда, не смогу объяснить, как таким управлять) - на мозаике, выходит, изображен пятый круг.











Имена - тоже весьма интересный факт. А вдруг они реальны? Есть ли в письменных источниках упоминания об известных участниках гонок на колесницах того времени? Загадка, требующая обращения к историческим документам, эпиграфическим памятникам и т.п. Ведь победители таких состязаний - как возничие, так и лошади - были на слуху у народа. Несомненно, владельцы упряжек были также популярны. Тут на ум приходит "Бен-Гур" Уоллеса.







Что еще есть на мозаике? Два не участвующих в гонках персонажа - мужчина на коне и мужчина пеший с кнутом в левой руке. Каковы их обязанности во время гонок? Это явно обслуживающий персонал.





По периметру мозаика украшена богатым геометрическим орнаментом.



Чуть далее мозаика продолжается медальоном из девяти портретов, каждый из которых также обрамлен двумя переплетающимися между собой полосами геометрического узора (в архитектуре ренессанса его называют гильошем). Предположительно, на портретах изображены девять муз, на что указывают атрибуты в их руках.















Отнесли (по каким признакам, не указано) мозаику к первой половине IV века н.э. В дальнейшем предполагается некоторая музеефикация мозаики. Во-первых, строительство временного павильона и, во-вторых, возможно, ее откроют для туристов.


Comments

Красотища! Особенно медальон с музами!
Вообще поражает, как там народ в такой1 жаре копает, да еще кладку в этих каменищах видит!
Имена, скорей всего, реально существовавших людей. Так же, как и на мозаиках с гладиаторами http://lilac2012.livejournal.com/201231.html
Известная вещь.
Вот просто, чтоб позанудствовать, из чего следует, что на мозаике реальные имена? Найдены афиши, в которых именно эти гладиаторы указаны? Или какие-то списки выбывших из строя за одни игры - в гладиаторской школе или конкретном амфитеатре? ))

Пока таковых нет, нельзя стопроцентно считать надписанные на мозаике имена принадлежащими реально существовавшим людям.
Естественно, что все заключения носят вероятностный характер. Но зачем всё же не только наделять именами мозаичные изображения (допустим, это какие-ниб. былинные персонажи), но и помечать на них погибших? А списки и афиши, кстати, тоже не дают стопроцентной гарантии.
Как вариант, это может быть фантазийное напольное полотно. )

Списки и афиши сообщают нам о действительном существовании человека с указанным именем. )
В коллекцию
18.JPG
Я не собираю коллекций. )

А подписанных мозаик (и фресок) довольно много. Или вы конкретно о гладиаторах?

Вот вообще вас что интересует у меня? ) Не цитаты из источников точно. И не кино. )
Попала в ваш жж из-за древнего Рима. Пока интересно всё. Про кино ещё не попадалось.
У меня есть тэги "смотря кино" и "читая книжки". ) Правда, кино преимущественно детективное, а книжки - чаще всего античные источники.
Античные источники и детективы меня тоже интересуют. Детективы, правда, редко хорошие попадаются.
О, невнимательно посмотрела!
Это ж подписаны имена лошадей, а разные цвета одежды у конюхов - разные цвета "партий"? Интересно, почему так четко уничтожены одеяния двух конюхов?

Edited at 2017-02-09 17:10 (UTC)
Не помню откуда я это взяла, но по-моему некто просто решил увековечить в мозаике своих любимых лошадей, а конюхи здесь только для красоты.
Ужасно исказилась картинка при переносе в ваш жж.
Дизайн моего ЖЖ искажает любые картинки шириной более 400. Увы.

так четко уничтожены одеяния двух конюхов

Думаю, чёткость возникла в процессе реставрации, кот. ещё не закончился.

Re: так четко уничтожены одеяния двух конюхов

Странно, что у заказчика любимые кони в разных партиях. )
Кто-то ж и в Африке копает. )) Кипр - еще пол-беды.