Юлли Улетова (ulli_u) wrote,
Юлли Улетова
ulli_u

Category:

Марафонец

Кажется, что всем известно, что такое т.н. «марафонская дистанция», её размер и происхождение названия. Но давайте уточним по античным источникам, так ли это.


Наиболее популярную и известную версию подвига первого марафонца мы читаем у Плутарха. Древнегреческий писатель (биограф, моралист, как хотите) передает нам историю из не дошедших до нас сочинений другого грека, жившего в IV в. до н.э.:

«Далее, как рассказывает Гераклид Понтийский, известие о марафонской битве принес эреадец Терсипп. Но большинство говорят, что это был Эвкл, который прибежал с оружием, разгоряченный битвой, и ворвавшись в двери к пританам, сказал им только лишь «здравствуйте, победа!» и тотчас испустил дух».
(О славе афинян. 3).

Эта версия красочна и эмоциональна, подробностей не слишком много, а кандидатов на роль вестника у Плутарха – автора I–II вв. н.э. – два.

Более поздний автор (II в. н.э.) – Лукиан из Самосаты – называет гонца совершенно другим именем и излагает историю более сухо, но близко к тексту Плутарха (и, соотв., Гераклида):

«Первым, говорят, произнес его Филиппид, в один день добежавший от Марафона с вестью о победе; обращаясь к архонтам, которые сидели, тревожимые исходом битвы, он воскликнул: «Радуйтесь, мы победили». Сказав это, с вестью на устах умер, в призыве к радости испустил дух».
(В оправдание ошибки, допущенной в приветствии. 3).

Вероятно, для человека, которого более 600 лет отделяют от Марафонского сражения, что архонты, что пританы – невелика разница; главное, что они сидели и тревожились.

Однако самый близкий по времени к Марафонской битве, состоявшейся 12 сентября 490 г. до н.э., древнегреческий историк Геродот (ок. 484 – ок. 425 гг. до н. э.) сообщает совершенно иные сведения, как о маршруте следования гонца, так и о его имени:

«Находясь еще в походе, стратеги прежде всего отправили в Спарту глашатаем афинянина Фидиппида, который был скороходом и сделал себе из этого даже ремесло. […]
Итак, посланный стратегами из Афин, этот Фидиппид (по дороге, как он говорил, ему явился Пан) на второй день прибыл в Спарту. Там он предстал перед властями и сказал вот что: «Лакедемоняне! Афиняне просят вас помочь им и не допустить порабощения варварами древнейшего города в Элладе. Ведь Эретрия уже несет ярмо рабства, и Эллада стала беднее одним знаменитым городом». Так Фидиппид исполнил данное ему поручение; лакедемоняне же решили помочь афинянам. Тотчас же они, однако, не могли этого сделать, не желая нарушить закон. Это ведь был как раз девятый день первой половины месяца, а в девятый день, говорили они, нельзя выступать в поход, если луна будет неполной
».
(История. VI. 105–106).

Как известно, спартанцы продолжали ждать полнолуния и пришли в Афины (затратив на поход два с лишним дня) в количестве 2000 человек уже после раздачи всех плюшек. Затем, снедаемый любопытством, спартанский отряд из Афин прогулялся до Марафона, осмотрел достопримечательности, воздал афинянам заслуженные хвалы и почести и удалился восвояси.

Римский автор Корнелий Непот, живший и до Плутарха, и до Лукиана (I в. до н.э.), передает версию Геродота, однако слегка переврав имя посланника.

«… гонца Фидиппа из разряда так называемых «скороходов» послали в Лакедемон с вестью, что афиняне нуждаются в скорейшей помощи…»
(О знаменитых иноземных полководцах. Мильтиад. 4).

Плиний же Старший (I в. н.э.) кратко упоминает Филиппида и его маршрут (1160 стадий от Афин до Лакедемона за два дня – VII. 20) по Геродоту.

Расстояние от территории под Марафоном, где произошло сражение, до Афин составляет ок. 35 км. К тому же точного маршрута гонца-бойца мы не знаем. Время, затраченное им, нам также неизвестно. На первых Олимпийских играх марафонская дистанция составила 40 км.

Расстояние между Афинами и Спартой сейчас – 246 км, это дистанция т.н. спартатлона. То есть, за сутки, может, чуть меньше или больше, Фидиппид пробежал 230–250 км. Несомненно, получив ответ спартиатов, он, не медля, побежал в обратном направлении. Вероятно, он участвовал в Марафонской битве и, если остался жив, практически сразу после отступления персов на судах в сторону Афин, вместе с ополчением двинулся туда же (еще 35 км).

Кстати, небольшая ремарка Геродота «был скороходом и сделал себе из этого даже ремесло» указывает на то, что не был Фидиппид простым воином и не просто так именно он отправился в Спарту.

Широкой же известности в современности удостоился никогда, возможно, не существовавший грек, «всего лишь» пробежавший по окончании сражения 35 км и упавший бездыханным после объявления победы.


P.S. Хочу добавить пару слов о еще одном древнегреческом «марафонце», положившем жизнь на алтарь общеэллинской победы.

После битвы при Платеях (9 сентября 479 г. до н.э.) греки спросили у дельфийской пифии о том, как теперь – после изгнания персов – совершать жертвоприношения. «… пифийский оракул, к которому они обратились, велел соорудить алтарь Зевсу-Освободителю, но жертв не приносить до тех пор, пока по всей стране не будет погашен огонь, оскверненный персами, и зажжен новый, чистый — от общего алтаря в Дельфах. Вожди греков тут же разошлись по окрестностям, заставляя всех, у кого горел огонь, тушить его, а платеец Эвхид, вызвавшись как можно скорее принести огонь от бога, отправился в Дельфы. Совершив очищения, окропив тело водой и увенчав себя лавровыми ветвями, он взял с жертвенника огонь и побежал обратно; еще до заката солнца он был в Платеях, покрыв за один день тысячу стадиев. Приветствовав сограждан и отдав им огонь, он тут же упал и в недолгом времени испустил дух».
(Плутарх. Аристид. 20).

Поскольку греческий стадий равен 178 метрам, то за день Эвхид пробежал туда-сюда около 180 км. Причем обратно он несся с зажженным огнем.


На фотографии: Панафинейская амфора (ок. 530-520 гг. до н.э.) высотой в 38 см. Создана в Аттике т.н. вазописцем Евфилета. Найдена на Сицилии в 1836 году. Хранится в Британском музее.

Такие чернофигурные сосуды, обычно вмещавшие около 36 литров и наполненные оливковым маслом, вручались победителю на Панафинеях. На одной стороне амфоры изображалась богиня Афина (покровительница Афин), на другой – состязание, в котором победил атлет.
Tags: Греция, античность, археология, керамика, музеи, фотографии, читая книжки
Subscribe

Posts from This Journal “Греция” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments