Юлли Улетова (ulli_u) wrote,
Юлли Улетова
ulli_u

Category:

День рождения в Древней Греции. Часть 3. А. Общие религиозные праздники

День рождения в Древней Греции. Часть 3. День рождения бога/богини и другие способы греческого летоисчисления

А. Общие религиозные праздники


С гораздо большим воодушевлением древний грек почитал дни рождения богов и богинь, отмечая их ежемесячным возлиянием (в хорошем смысле слова), подношением плодов или выпечки, животных жертв и народными празднествами. Помимо дней рождения, праздники устраивались и в честь других важных событий в жизни богов: например, Великие Дионисии как бы отмечали «переезд» культа Диониса Элевтерия из Элевтер в Афины. «Счет они ведут привычный срокам праздников своих», – говорит Аристофан в «Облаках» о богах.


Однако, учитывая отсутствие дат (греки отсчитывали месяц декадами), разность календарей в разных греческих полисах и титулование лет по эпонимам (то есть, по именам ежегодно избираемых магистратов – в каждом полисе своих) точных дат по всей ойкумене, как теперь, у этих праздников как бы не существовало.

Например, близнецы Артемида и Аполлон родились по афинскому календарю в месяце таргелионе. Артемида родилась первой – в шестой день месяца – и помогла матери с рождением брата, которое произошло на следующий – седьмой день. Однако афинские месяцы начинались в середине современных. Это связано с положениями Солнца (равноденствиями и солнцестояниями) и Луны (от новолуния до новолуния), которые греки использовали как систему координат для отсчета начала года и месяцев.

Таргелион – 11-й месяц афинского года – падал на период от середины мая до середины июня. Значит, по теперешнему календарю 6 и 7 дни таргелиона это примерно 20 и 21 мая. В эти дни в Афинах (и, например, на Делосе, где родился Аполлон) отмечались Таргелии/Фаргелии (в честь них месяц и получил свое название) – празднования в честь Артемиды и Аполлона. В указанных государствах названия и период этого месяца совпадали, а, например, предыдущего и последующего месяцев – нет.

Более того, даже начало года в разных государствах падало на разные месяцы. В Афинах год наступал в новолуние после летнего солнцестояния, в Спарте – после осеннего равноденствия, в Беотии – после зимнего солнцестояния (то есть, был приближен к нашему), а в Милете – после весеннего равноденствия.

Праздники в честь Артемиды и Аполлона, а равно и Афины, (день рождения которой приходился на 28 гекатомбейона – 12 августа), и Афродиты (4 мунихиона – 24 апреля), и прочих богов проходили и в другие дни других месяцев. Таким образом, для каждого месяца находился свой крупный праздник, привязанный к культу какого-нибудь бога или богини. В Афинах только общеполисных празднеств в год отмечалось с полсотни. По сути, как и у всех древних народов, этот календарь был сельскохозяйственным, отмечавшим празднованиями в честь богов этапы проведения земледельческих работ.

При этом культовый календарь старались соблюдать точно (хотя бы формально – см. далее третью главу), и каждый участник приготовлений к празднествам знал свое место, обязанности и отведенный для их выполнения срок. Это подметил Демосфен, сравнив подготовку к военным действиям и к большим праздникам. По эффективности первая намного уступала второй (Демосфен. IV. Первая речь против Филиппа. 35-36):

«Но как вы думаете, граждане афинские, почему это так происходит: праздники Панафиней и Дионисий всегда справляются в надлежащее время независимо от того, каким людям – сведущим или неопытным – выпадет жребий устраивать те и другие, и на эти празднества затрачиваются такие деньги, сколько не идет ни на один из морских походов, и, вдобавок, это требует столько хлопот и приготовлений, сколько вряд ли идет вообще на что-либо другое; между тем военные походы все у вас запаздывают, не попадая вовремя – в Мефону, в Пагасы, в Потидею?

Это потому, что это все установлено законом и каждый из вас наперед еще задолго знает, кто назначен хорегом, кто гимнасиархом от данной филы, когда у кого и что надо получить и что потом надо делать; ничего в этих делах не забыто, не оставлено невыясненным и непредусмотренным; наоборот, в том, что касается войны и военных приготовлений, – не установлено, не налажено, не предусмотрено ничего
».

На иллюстрациях:

1. Панафинейская процессия в честь Афины. Изображение на ионическом фризе Парфенона. V в. до н.э.



2. Процессия мужчин и юношей, возглавляемая флейтистом, в честь Диониса. Краснофигурный килик вазописца Триптолема. V в. до н.э. Лувр.



Предыдущие части:

Часть 1. Рождение и первые годы жизни

Часть 2. Традиции отказа от детей и инфантицид в античности по данным археологии
Что такое инфантицид. Спартанские Апофеты и карфагенский Тофет
Римские термы в Ашкелоне
Римская вилла в Британии
Заброшенный колодец на афинской Агоре. Часть 1
Заброшенный колодец на афинской Агоре. Часть 2
Колодцы в Мессене и Эретрии
Килиндра на Астипалее – самое большое младенческое кладбище в мире
Поджо Граминьяно – самое большое младенческое захоронение в Италии
И, наконец, итоги…

Tags: Греция, античность
Subscribe

Posts from This Journal “Греция” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

Posts from This Journal “Греция” Tag