?

Log in

No account? Create an account
я

Ноябрь 2017

Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Закладки

Разработано LiveJournal.com
greece

День рождения в Древней Греции. Часть 3. А. Общие религиозные праздники

День рождения в Древней Греции. Часть 3. День рождения бога/богини и другие способы греческого летоисчисления

А. Общие религиозные праздники


С гораздо большим воодушевлением древний грек почитал дни рождения богов и богинь, отмечая их ежемесячным возлиянием (в хорошем смысле слова), подношением плодов или выпечки, животных жертв и народными празднествами. Помимо дней рождения, праздники устраивались и в честь других важных событий в жизни богов: например, Великие Дионисии как бы отмечали «переезд» культа Диониса Элевтерия из Элевтер в Афины. «Счет они ведут привычный срокам праздников своих», – говорит Аристофан в «Облаках» о богах.


Однако, учитывая отсутствие дат (греки отсчитывали месяц декадами), разность календарей в разных греческих полисах и титулование лет по эпонимам (то есть, по именам ежегодно избираемых магистратов – в каждом полисе своих) точных дат по всей ойкумене, как теперь, у этих праздников как бы не существовало.

Например, близнецы Артемида и Аполлон родились по афинскому календарю в месяце таргелионе. Артемида родилась первой – в шестой день месяца – и помогла матери с рождением брата, которое произошло на следующий – седьмой день. Однако афинские месяцы начинались в середине современных. Это связано с положениями Солнца (равноденствиями и солнцестояниями) и Луны (от новолуния до новолуния), которые греки использовали как систему координат для отсчета начала года и месяцев.

Таргелион – 11-й месяц афинского года – падал на период от середины мая до середины июня. Значит, по теперешнему календарю 6 и 7 дни таргелиона это примерно 20 и 21 мая. В эти дни в Афинах (и, например, на Делосе, где родился Аполлон) отмечались Таргелии/Фаргелии (в честь них месяц и получил свое название) – празднования в честь Артемиды и Аполлона. В указанных государствах названия и период этого месяца совпадали, а, например, предыдущего и последующего месяцев – нет.

Более того, даже начало года в разных государствах падало на разные месяцы. В Афинах год наступал в новолуние после летнего солнцестояния, в Спарте – после осеннего равноденствия, в Беотии – после зимнего солнцестояния (то есть, был приближен к нашему), а в Милете – после весеннего равноденствия.

Праздники в честь Артемиды и Аполлона, а равно и Афины, (день рождения которой приходился на 28 гекатомбейона – 12 августа), и Афродиты (4 мунихиона – 24 апреля), и прочих богов проходили и в другие дни других месяцев. Таким образом, для каждого месяца находился свой крупный праздник, привязанный к культу какого-нибудь бога или богини. В Афинах только общеполисных празднеств в год отмечалось с полсотни. По сути, как и у всех древних народов, этот календарь был сельскохозяйственным, отмечавшим празднованиями в честь богов этапы проведения земледельческих работ.

При этом культовый календарь старались соблюдать точно (хотя бы формально – см. далее третью главу), и каждый участник приготовлений к празднествам знал свое место, обязанности и отведенный для их выполнения срок. Это подметил Демосфен, сравнив подготовку к военным действиям и к большим праздникам. По эффективности первая намного уступала второй (Демосфен. IV. Первая речь против Филиппа. 35-36):

«Но как вы думаете, граждане афинские, почему это так происходит: праздники Панафиней и Дионисий всегда справляются в надлежащее время независимо от того, каким людям – сведущим или неопытным – выпадет жребий устраивать те и другие, и на эти празднества затрачиваются такие деньги, сколько не идет ни на один из морских походов, и, вдобавок, это требует столько хлопот и приготовлений, сколько вряд ли идет вообще на что-либо другое; между тем военные походы все у вас запаздывают, не попадая вовремя – в Мефону, в Пагасы, в Потидею?

Это потому, что это все установлено законом и каждый из вас наперед еще задолго знает, кто назначен хорегом, кто гимнасиархом от данной филы, когда у кого и что надо получить и что потом надо делать; ничего в этих делах не забыто, не оставлено невыясненным и непредусмотренным; наоборот, в том, что касается войны и военных приготовлений, – не установлено, не налажено, не предусмотрено ничего
».

На иллюстрациях:

1. Панафинейская процессия в честь Афины. Изображение на ионическом фризе Парфенона. V в. до н.э.



2. Процессия мужчин и юношей, возглавляемая флейтистом, в честь Диониса. Краснофигурный килик вазописца Триптолема. V в. до н.э. Лувр.



Предыдущие части:

Часть 1. Рождение и первые годы жизни

Часть 2. Традиции отказа от детей и инфантицид в античности по данным археологии
Что такое инфантицид. Спартанские Апофеты и карфагенский Тофет
Римские термы в Ашкелоне
Римская вилла в Британии
Заброшенный колодец на афинской Агоре. Часть 1
Заброшенный колодец на афинской Агоре. Часть 2
Колодцы в Мессене и Эретрии
Килиндра на Астипалее – самое большое младенческое кладбище в мире
Поджо Граминьяно – самое большое младенческое захоронение в Италии
И, наконец, итоги…

Comments

Вопрос о календарях. О каком периоде идет речь? Появился ли единый календарь у греков, скажем, после Александра?
Я рассказываю о классической эпохе.

Нет, не появился. Но известно, что понтийский царь Митридат VI Евпатор, подчинив себе Боспор, ввел там как раз македонский календарь. Это произошло в начале I в. до н.э., если не ошибаюсь. До этого многие города-полисы Северного Причерноморья пользовались календарем своей метрополии - Милета.
Не знал, что роды у Лето продолжались целые сутки! Кстати, меня всегда удивляло, что Артемида, богиня-девственница, была и богиней-родовспомогательницей. Вероятно, детские впечатления от рождения брата...
Из-за своей связи с Луной.


Плутарх. Застольные беседы. X. 3:

"Говорят, что полнолуние благоприятствует роженицам, облегчая роды движением влаги. Думаю, что и Артемида именно в качестве луны получила свои прозвания Лохия и Илития".

Примечания к Плутарху:

"...движение... влаги вызывает у них судороги". — Связь луны с движением влаги (приливами—отливами, движением крови или околоплодных вод в чреве беременных и т. д.), замеченная еще в древности (Plin. nat. II 221), получила и философское осмысление. Стоики усматривали в этом проявление «всеобщей согласованности, неразрывной связи и гармонии, царящих среди вещей» (Цицерон, О природе богов, II 119: ср. II 19).}

"... Луной" - Селеной. Другая ее «ипостась» — богиня Родовспомогательница; здесь Плутарх называет два главных эпитета Артемиды как помощницы в родах римский коррелят Артемиды — Диана — также отождествлялась и с божеством луны, и с богиней деторождения Люциной.
Грешным делом думал, что это только у римский аналог Артемиды Диана приплюсовала к себе функциональность Селены.

Интересно, если Лето родила пару астральных богов - солярного Аполлона и лунарную Артемиду, несла ли она сама какие-то астральные/календарные свойства?
Она же не богиня, а только титанида. Ей принадлежали разные региональные культы, - на Делосе или там в Эфесе, - которые связаны с ее биографией. Я не специалист по религиям Древней Греции, поэтому точно ничего сказать не могу. Но в рамках общей эрудиции никаких привязок в календарях к Лето или Латоне я не знаю.
Как раз у титанид очень много прямой астральной функциональности: Селена, Эос, Астрея, Плеяды... Пожалуй, больше, чем у олимпийских богов.

Спасибо, интересно.
Что такое "прямая астральная функциональность" в разрезе обсуждения календаря как отсчета времени?
Нет-нет, я говорил не о календаре, а о функциях богов вообще.

Скеажем, Аполлон - солярный бог, но его "солнечность" только одна и не главная из ипостасей, а Гелиос - прямой и непосредственный титан-Солнце. Аналогично Артемида -- Селена, Уран (если его считать титаном) -- Зевс и т.п. То есть у титанов/титанид астральная сущность, а богов - астральность только одна из функций.

Про календарь я ничего не могу сказать в плане мифологии, это только у римлян Янус был на эжту тему.
Вы спросили: "несла ли она сама какие-то астральные/календарные свойства?" ))

Я написала, что про ее календарные свойства ничего не знаю, и это вряд ли, поскольку она всего лишь титанида.