Юлли Улетова (ulli_u) wrote,
Юлли Улетова
ulli_u

Categories:

День рождения в Древней Греции. Часть 3. Б. Общие военные победы или перемирия

День рождения в Древней Греции. Часть 3. День рождения бога/богини и другие способы греческого летоисчисления

А. Общие религиозные праздники
Б. Общие военные победы или перемирия


Помимо религиозных дат, греки отмечали и крупные политические события – особенно военные победы. Хорошо, если победа была только, например, афинской, а если заслуга принадлежала воинам разных регионов, имевших разные календари?


Этот момент отмечал Плутарх, рассказывая о битве при Платеях (9 сентября 479 г. до н.э.):

«Сражение произошло в четвертый день месяца боэдромиона по афинскому календарю, или за четыре дня до конца месяца панема — по беотийскому. До сих пор в этот день в Платеях собираются представители греческих городов, и платейцы приносят жертвы Зевсу-Освободителю в благодарность за победу. Несовпадению дней не следует удивляться: ведь даже теперь, когда познания в астрономии стали основательнее, в разных местах по-разному исчисляют начало и конец месяца». (Плутарх. Аристид. 19).

9 сентября по афинскому календарю выходило 4-го числа 3-го месяца боэдромиона, а по беотийскому – 27-го числа 9-го месяца панема/панамоса.

У того же Плутарха читаем (Плутарх. Камилл. 19):

«... персы в шестой день месяца боэдромиона потерпели от греков поражение при Марафоне, в третий — одновременно при Платеях и при Микале, а в двадцать пятый были разбиты при Арбелах».

Считается, что Марафонская битва произошла 12 сентября, битва при Платеях – 9 сентября, а при Микале (внезапно!) – 27 августа. Сражение при Арбелах (или, как мы привыкли его называть, при Гавгамелах) – 1 октября.


Фукидид, описывая ход Пелопоннесской войны в своей «Истории», цитирует текст Никиева мира, где дата приводится по календарям обоих противников – Афин и Спарты (Фукидид. История. V. 19-20):

"Договор начинается при эфоре Плистоле за четыре дня до окончания месяца Артемисия, в Афинах же при архонте Алкее за шесть дней до окончания месяца элафеболиона. Давали клятвы и заключали договор следующие лица: из лакедемонян – Плистоанакт, Агид, Плистол, Дамагет, Хионид, Метаген, Аканф, Даиф, Исхагор, Филохарид, Зевксид, Антипп, Теллид, Алкинад, Эмпедий, Менас, Лафил; из афинян – Лампон, Истмионик, Никий, Лахет, Евфидем, Прокл, Пифодор, Гагнон, Миртил, Фрасикл, Феаген, Аристократ, Иолкий, Тимократ, Леонт, Ламах, Демосфен".

И сразу же указывает на несовершенство такого датирования:

«Этот договор состоялся в конце зимней кампании, к началу весны, тотчас после городских Дионисий, по прошествии полных десяти лет и нескольких дней со времени первого вторжения в Аттику и начала этой войны. Вернее исследовать события по периодам времени, не отдавая предпочтения перечислению имен лиц должностных или иных, облеченных теми или иными почетными должностями в каждом государстве, по которым обозначаются прошлые события. Такое исчисление неточно, так как то или иное событие имело место в начале, в середине или в какой-нибудь другой срок службы такого лица. Напротив, ведя счет по летним и зимним кампаниям, как это сделано у меня, и считая каждую из этих кампаний за половину года, можно установить десять летних и столько же зимних кампаний в этой первой войне».

Фукидид имел в виду вот что. В Афинах год закончится в середине лета, и архонт Алкей передаст дела архонту Аристиону, в Спарте же Плистол сложит свои полномочия только в конце сентября. Но для всех было бы удобнее считать, что перемирие было заключено в конце зимы десятого года войны. Вот только о потомках Фукидид не думал – нам-то откуда знать, в каких годах до нашей эры началась война, чтоб отсчитать нужные 10 лет. А год, в который Алкей и Плистол выполняли свои обязанности, мы можем вычислить. Но об этом поговорим в четвертой главе.

Никиев мир завершил Архидамову войну между Афинами (и Делосской симмахией) и Спартой (и городами Пелопоннесского союза). Он был заключен в первой половине апреля 421 года до н.э. И хотя его заключили на 50 лет, он требовал ежегодного продления. Снова авторы договора устанавливают конкретные даты этого мероприятия, удобные и понятные для обеих сторон (Фукидид. История. V. 23, 4):

«Возобновляется договор ежегодно, для чего лакедемоняне являются в Афины на Дионисии, а афиняне – в Лакедемон на Гиакинфии».

Великие Дионисии праздновались в Афинах в месяце элафеболионе (март–апрель), а Гиакинфии в Спарте – в месяце гиакинтии, называвшемся в Афинах гекатомбейоном (июль–август). И те, и другие – крупные культовые празднества, известные за пределами своих полисов. Мы вновь убеждаемся в том, что религиозные праздники были лучшими календарными опорами для древнего грека.

На иллюстрациях:

1. Тондо краснофигурного килика с изображением схватки персидского воина и греческого гоплита. V в. до н.э. Национальный археологический музей Афин.



2. Надгробная стела Филоксена и его супруги Филомены. Мрамор. Ок. 400 г. до н.э. Музей Гетти (кстати, в провенансе этого надгробия фигурирует тот самый Робин Саймс).



Предыдущие части:

Часть 1. Рождение и первые годы жизни

Часть 2. Традиции отказа от детей и инфантицид в античности по данным археологии
Что такое инфантицид. Спартанские Апофеты и карфагенский Тофет
Римские термы в Ашкелоне
Римская вилла в Британии
Заброшенный колодец на афинской Агоре. Часть 1
Заброшенный колодец на афинской Агоре. Часть 2
Колодцы в Мессене и Эретрии
Килиндра на Астипалее – самое большое младенческое кладбище в мире
Поджо Граминьяно – самое большое младенческое захоронение в Италии
И, наконец, итоги…
Tags: Греция, античность, керамика, читая книжки
Subscribe

Posts from This Journal “Греция” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments