?

Log in

No account? Create an account
я

Ноябрь 2017

Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Закладки

Разработано LiveJournal.com
greece

День рождения в Древней Греции. Часть 3. В. «Пластичность» греческих календарей

День рождения в Древней Греции. Часть 3. День рождения бога/богини и другие способы греческого летоисчисления

А. Общие религиозные праздники
Б. Общие военные победы или перемирия

В. «Пластичность» греческих календарей


Греческий год составляли 6 месяцев по 29 дней и 6 месяцев – по 30. Когда согласование с солнечным или лунным годом нарушалось, городские магистраты «докидывали» полдня, день, несколько дней, а раз в несколько лет – целый месяц (или несколько месяцев).


Культовые праздники имели совершенно точную дату, но эту дату можно было двигать, добавляя порядковые дни одного числа. Для иллюстрации этой катавасии часто приводят пример Великих Дионисий 270 г. до н.э. Празднества эти должны проходить 4 дня, с 10 по 13 элафеболиона. В указанном году Великие Дионисии требовалось отложить на 4 дня, но закон есть закон – и в календаре нарисовали 1-е 9-е элафеболиона, 2-е 9-е элафеболиона, 3-е 9-е элафеболиона и 4-е 9-е элафеболиона. Год сдвинулся на 4 дня, но праздник прошел точно в срок, не прогневив Диониса.

Да что там дни! Если была нужда, можно было и год переиначить. Элевсинские мистерии – это не единичный праздник, а целый цикл посвящения, растянутый примерно на полтора года. Сначала желающий быть посвященным в мистерии участвовал в Малых Элевсиниях в анфестерионе (февраль-март) в качестве неофита. Через полгода – в боэдромионе (сентябрь-октябрь) – проводились Большие Элевсинии. Следовало заранее подать письменное прошение для участия в них и посвящения в мисты – полноправные члены культа. С 14-го по 29-е боэдромиона допущенные к таинствам неофиты проходили всяческие ритуалы, но окончательно посвященными они считались только после участия в следующих Великих Элевсиниях.

Но в 303 г. до н.э. случилось чудо! Кратко и скучно об этом чуде нам рассказывает Диодор Сицилийский (Историческая библиотека. ХХ, 101):

«В Греции Деметрий, который бездействовал в Афинах, стремился быть посвящённым и участвовать в элевсинских мистериях. Так как для этого требовалось значительное время, прежде чем наступит установленный законом день, в который афиняне обычно праздновали мистерии, он убедил народ из-за оказанных им благодеяний изменить обычай своих отцов. И поэтому, передав себя безоружным в руки священников, он был посвящён прежде чем наступил обычный для этого день, и покинул Афины».

К сожалению, здесь не совсем понятно, как именно благодарные жители Афин «изменили обычай своих отцов» ради Деметрия Полиоркета. Поэтому мы обратимся вновь к Плутарху (Плутарх. Деметрий. 26):

«Отправляясь в обратный путь, Деметрий написал в Афины, что немедленно, как только прибудет, желает пройти посвящение в таинства, причем весь обряд целиком, от низшей до созерцательной ступени, намерен постигнуть сразу. Это было противно священным законам и никогда прежде не случалось, ибо Малые таинства справлялись в месяце анфестерионе, Великие — в боэдромионе, а к созерцательной ступени посвященных допускали не раньше, чем через год после Великих таинств. Но когда прочитали письмо Деметрия, выступить с возражениями отважился один лишь факелоносец Пифодор, да и то безо всякого толку, потому что афиняне, послушавшись совета Стратокла, решили называть и считать мунихион анфестерионом и справили, нарочито для Деметрия, священнодействия в Агре. После этого мунихион из анфестериона превратился в боэдромион, Деметрий принял дальнейшее посвящение и сразу же был приобщен к числу «созерцателей». По этому случаю Филиппид в укор и поношение Стратоклу написал: Годичный целый срок в единый месяц сжал».

В переводе на понятный язык: «Господи! Обрати порося в карася». Мунихион (апрель-май) афиняне «переименовывают» на короткое время в анфестерион (февраль-март), празднуют по-быстрому Малые Элевсинии, обращая Деметрия в неофита таинств. Затем анфестерион вновь «переименовывают» в боэдромион (сентябрь-октябрь), принимая Деметрия в мисты на Великих Дионисиях. При таких допущениях можно было закрыть глаза на «оставшийся» до полноправного посвящения в мистерии год и считать Полиоркета состоявшимся элевсинским мистом.

На иллюстрациях:

1. Мраморный бюст Деметрия Полиоркета (если приглядеться, можно заметить рожки). Найден на Вилле Папирусов. Сейчас в Неапольском археологическом музее.



2. Пинака Ниннион – вотивная табличка из красной глины, относящаяся примерно к 370 г. до н.э., с изображением элементов Элевсинских мистерий. Сейчас в Археологическом музее Афин.


Comments