?

Log in

No account? Create an account
я

Октябрь 2018

Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Закладки

Разработано LiveJournal.com
greece

Античный водяной орган - гидравлида/гидравлос (+ корну)

Википедия: "Первые описания конструкции гидравлоса находятся в трудах позднеантичных писателей — Герона Александрийского (Pneumatica I, 42) и Витрувия (De archit. X, 8). Афиней (Athen. Deipnosoph. 174b-e), Витрувий (De archit. IX, 8.4) и Плиний Старший (Natur. historia VII, 125) приписывали изобретение гидравлоса Ктесибию.


Музыканты, играющие на гидравлосе и G-образном роге (cornu). Мозаика из римской виллы Ненниг (близ Перля), II в. н.э.


Музыканты сопровождают бои гладиаторов. Фрагмент т.н. Злитенской мозаики (из римской виллы/виллы Дар-Бук-Аммера в Ливии), II в. н.э. (на органе играет женщина)



Водяной орган стал очень популярен в странах Средиземноморья, а затем и во всей Римской империи. Так, в посвятительной надписи из Дельф есть запись о том, что некий гидравлет Антипатр «покрыл себя славой», играя на состязании музыкантов 90 г. до н. э. два дня подряд. Орган был любимым инструментом императора Нерона.

Во времена имперского Рима гидравлос входил в состав инструментальных ансамблей, сопровождавших гладиаторские бои (как, например, это показано в Злитенской мозаике, II в.н. э.). Кроме того, его использовали в театре, на общественных праздниках («играх»), в процессиях и цирковых представлениях, на пиршествах и свадьбах знатных людей. Гидравлос сопровождал церемонию присяги при вступлении на государственную должность.

В 1931 при раскопках древнеримского города Аквинкума (около Будапешта) в развалинах здания гильдии ткачей были найдены металлические части органа, а также табличка с надписью hydra и информацией, позволяющей датировать инструмент 228 годом н. э.

Принцип действия:

Сущность инструмента состояла в том, что воздух из насоса или, как в устройстве Герона, миниатюрной ветряной мельницей вдувался в металлическую шаровидную камеру, погруженную в воду. С усилением давления воздух вытеснял воду из шара, поднимая уровень воды в окружающем сосуде, а избыточный воздух поступал внутрь трубы, поднимающейся над водой. Между ходами насоса давление воздуха в металлическом шаре сохранялось постоянным за счет воды во внешнем бассейне. Гидравлос насчитывал 3—4 регистра, в каждом из которых было от 7 до 18 труб диатонической настройки.

В римском варианте, описанном Витрувием, поток воздуха, направленный по отдельным трубкам, регулируется клапанами, находящимися в квадратной камере, закрываемой квадратной деревянной затворкой. Каждая затворка имела соответствующую клавишу, на которую органист нажимал, выпуская тем самым воздух. Как и в современном органе, разные тона производились с помощью трубок разного размера, которых в римских образцах было до 19".


Дионская гидравлида




Этот водный орган был найден во время раскопок 1992 года. Инструмент был придуман механиком Ктесибием из Александрии в III в. до н.э. и представляет собой ряд медных трубок различной длины и с особым отверстием у конусообразного основания для образования звуковых колебаний. Все эти трубки крепятся к ящику, в котором находится специальный механизм, препятствовавший или, наоборот, способствовавший проникновению внутрь воздуха посредством нажатия клавиш. Сжатый воздух пропускался насосами через воду и попадал в этот ящик.

Гидравлида Диона датируется I в. до н.э. и является древнейшим музыкальным инструментом этого типа, от которого затем произошел церковный орган в странах Европы. От нее сохранились 24 трубки разной длины, доходящей до 1,2 м, и диаметром около 2 см, и 16 трубок вдвое меньшего диаметра. Оба комплекта размещены на одной прямой и крепятся украшающими их серебряными кольцами.

Экспонируется в археологическом музее Диона.

Видео исполнения на реконструкции гидравлиды:



То же исполнение с другого ракурса:




Переносная гидравлида из Аквинка


Слева: составленные вместе фрагменты, найденные при раскопках. В середине и справа: реконструкция







Её части были найдены в 1931 году при раскопках римского города Аквинка, расположенного на территории современного Будапешта, столицы римской провинции Нижняя Паннония. Орган, видимо, упал с верхнего этажа здания коллегии пожарных и портных в подвал во время пожара в III веке и вследствие этого сохранился в виде кучи бронзовых трубок.

На табличке, которая была прикреплена к инструменту, шесть строчек сообщали, откуда коллегия получила инструмент - его подарил в 228 году Гай Юлий Викторин, декурион в Аквинке.

Видео с исполнением на реконструкции аквинкской гидравлиды:



Еще один ролик со звуками, производимыми реконструкцией органа из Аквинка:



Музыкант Peter Ovtcharov обратил мое внимание, что здесь звучит самая древняя известная нам в записи - т.н. музыкальной нотации - песня в мире (памятник включает и слова песни). Заодно он сделал не менее интересные ремарки относительно античной музыки вообще.

Peter Ovtcharov: "Здесь звучит мелодия так называемого эпитафа Секилоса - песни, найденной на надгробном памятнике в Греции. Песня была посвящена мужем умершей жене и является одним из древнейших сохранившихся памятников музыкальной нотации (записанного нотами/знаками муз. текста).

Кстати, античная музыка является одной из самых, к великому сожалению для человечества, навсегда утерянных областей мировой культуры. Мы так много знаем про политику, экономику и военное дело, но не знаем почти ничего об античной музыке. А она была, и была, судя по всему, на очень высоком уровне развития. Про нее не сохранилось практически ничего.

В античных текстах в различном контексте (часто негативном) регулярно упоминаются флейтисты, трубачи, кифареды и т.д., также есть вполне себе сохранившиеся римские музыкальные инструменты, но у нас нет достоверных сведений о том, что и как они исполняли
".

Эпитафия Сейкила - действительно старейшая сохранившаяся полная(!) музыкальная композиция в мира. Эпитафия датируется по-разному: с 200 г. до н.э. до 100 г. н.э., но наиболее вероятным является I в н.э. Она выгравирована на надгробной мраморной стеле в виде колонны и происходит из эллинистического города Траллы, что располагался недалеко от Эфеса. Экспонируется в Национальном музее Дании, который купил ее в 1966 году. Подробнее можно почитать здесь.





Peter Ovtcharov: "Проблема ранних образцов нотной записи в том, что сначала записывалась только примерная канва произведения, а исполнитель должен был домыслить/доукрасить исполняемое произведение в соответствии с традициями того времени, т.е. доимпровизировать его тем, чем его учили.

Из-за этого даже исполнение такого, казалось бы, совсем не древнего композитора, как Иоганн Себастиан Бах, является источником неиссякаемого "срача" у исполнителей и педагогов. Мы очень далеко продвинулись в исследовании аутентичных исторических муз. инструментов и расшифровке орнаментики (муз. украшений), но все равно остается ряд вопросов. И это при том, что Бах скрупулезно записывал 99% нотного текста и даже иногда выписывал динамику и орнаментику и у нас есть многочисленные письменные свидетельства того, как их исполнять.

В Сети гуляет немалое количество т.н. "реконструкций древнеримской музыки".

Как мне кажется, это полное фуфло и единственное, что там является аутентичным, это звук этих самых инструментов и, в лучшем случае, их строй. Остальное - чистой воды фантазия
".

Бонус - корну

На мозаиках в начале поста рядом с гидравлидой изображены музыканты, играющие на духовых инструментах - корну. Они назывались корницены.

Википедия: Корну (лат. cornu рог), иначе римский рог, духовой музыкальный инструмент в Древнем Риме. Корну напоминал буцину, имел также закруглённую форму (по виду напоминавшей латинскую букву G), но длиннее — до 3 метров. Возможно, звуки этих двух инструментов были близки между собой, как по тембру, так и по силе. Корну использовались вместе с трубами для сигнала в римской армии, но также и на церемониях.

Солдат, играющий на корну (или буцине?), с саркофага Людовизи





Peter Ovtcharov: "cornu - римский предшественник современных медных духовых инструментов, в частности валторны (и в чем-то даже внешне очень на нее похожий). Эти инструменты были очень распространены на всей территории, подконтрольной римской цивилизации и активно использовались в т.ч. и в военном деле (ими подавали сигналы отдельным подразделениям в бою и на марше). В Карнунте (Carnuntum) есть почти идеально сохранившийся экземпляр этого инструмента - практически, бери и играй (вот только что и как именно играть - вопрос).

Мало того, что современная валторна похожа на этот инструмент внешне, в итальянском ее название (а именно итальянский язык является универсально принятым языком музыкальной грамоты) осталось тем же - corno (мн.ч. corni), то есть "рог", "рожок"
.

Comments

классно, спасибо
Пожалуйста. )
Очень интересно!
Только лучше было бы: "эпитафия Сейкила".
Исправлю. Но только свой текст. )
Спасибо.

гидравлос

Гидравлос - инструмент с большими возможностями! Жаль, что от античной музыки ничего не осталось.

С теплым пушистым приветом
Нина
Ну, вот же - эпитафия осталась. )
Осталось больше.
Остальное не позволяет точно реконструировать музыкальные композиции.
Нет, в ряде случаев вполне позволяет.
Это прежде всего гимны, высеченные на стене сокровищницы Афин в Дельфах (тот же случай, что со схолием Сейкила: на камне нотный и словесный текст сохранился практически полностью). Лакуны небольшие.

Вот запись одного из этих гимнов:
https://youtu.be/I7rkMg3Nkt8

(Естественно, реконструкция звучания гипотетическая, но не полностью фантазийная).

Другие памятники более фрагментарны, однако их совсем не так уж мало. Правда, римская мелодия только одна, и как раз она совершенно "никакая".


Сошлюсь хотя бы на старую книгу, которая есть в сети: Egert Pöhlman. Denkmäler altgriechischer Musik. Nürnberg, 1970.

Но с тех пор отыскали ещё несколько маленьких фрагментов, в основном на папирусах.

Edited at 2018-04-10 18:39 (UTC)
Здорово, спасибо!
Пожалуйста. )
Прекрасно, спасибо!
не знала, что гладиаторские игры сопровождались музыкой...)
Иначе скушно... )
Именно!))
Жуть интересно. А духовой орган появился (по крайней мере, дошедшие до нас изображения) уже в Византии, да? На ипподроме стоял.