Юлли Улетова (ulli_u) wrote,
Юлли Улетова
ulli_u

Categories:

Киренийское судно, или Лодка, которой 2400 лет

Отторгнутый турками Северный Кипр - незаживающая рана современных киприотов. Ее можно почесать, зайдя в Талассу - муниципальный музей моря. Главным экспонатом этого музея, несомненно, является КОПИЯ. Реплика античного корабля, оригинал которого остался на турецкой территории - он демонстрируется в Киренийском замке.

В IV веке до н.э. (между 325 и 315 гг.) у берегов Кипра (неподалеку от Кирении, теперь турецкого города Гирне) потерпело крушение торговое судно. Небольшое по современным меркам - длиной 14 метров, шириной - 4,5. Экипаж ее состоял, по-видимому, из четырех человек - на это указывает количество найденной посуды и приборов, по четыре кувшина, миски, ложки и чаши, плюс бронзовый котел.






Нашел его в 1965 году совершенно случайно ныряльщик (как сейчас сказали бы - дайвер) из Кирении Андреас Маттеу Кариолу по прозвищу Аррис, пытаясь поймать за волочившийся по дну якорь свою лодку. Правда, собственная лодка оказалась дороже античной, и Кариолу просто не запомнил место, где якорь зацепился за древние горшки. Чтобы вновь найти его, Андреасу пришлось нырять еще два года. В 1967 году место кораблекрушения было опять обнаружено, и за два экспедиционных лета 1968 и 69 годов корабль был исследован и поднят.









Это тоже оказалось делом нелегким, потому что у правительства Кипра с финансами на подобные расходы оказалось не слишком хорошо. Пришлось обратиться за помощью к американцам. Как раз в это время на острове по приглашению Кипрского Управления древностями работала археологическая миссия под руководством Майкла Катцева (Michael L. Katzev), аспиранта Джорджа Басса (George F. Bass). Басс - довольно известный археолог и основатель подводной археологии (на русский язык переведена его книга "Подводная археология. Древние народы и страны"), и именно его идеей был поиск по Средиземноморью объектов для изучения. Убедившись, что найденное Кариолу достойно изучения, американцы вернулись домой и организовали серьезную экспедицию с международным составом.









Судно считается сохранившимся на 75%. Погибло оно очень компактно - раскоп составлял прямоугольник 19 х 10 м (см. выше размеры самого судна). И не слишком глубоко - примерно на глубине около 30 метров. Одна мачта, одна рея, один прямой парус. Вместо центрального руля - два рулевых весла сзади. За свою жизнь примерно в четверть века судно перенесло 4 ремонта. На борт "Кирения" могла взять до 30 т груза.







Груз судна был не слишком разнообразным и интересным: более 400 амфор для вина. Подавляющее большинство амфор на "Кирении" (как назвали судно) составляли родосские последней трети IV века до н.э.(помимо них, в трюме судна были амфоры еще 9 типов). В семи (десяти?) самосских амфорах был миндаль, возможно, кипрского происхождения. Радиоуглеродный анализ миндаля указал на начало III века до н.э., а дерева, из которого сделан корпус судна - на начало IV в. до н.э.



Здесь следует сделать небольшое отступление об амфорах. Это корабельная керамическая тара, то есть, глиняные сосуды, используемые для транспортировки жидких продуктов: вина, масла, нефти и пр. Нам известны различные античные центры производства амфор, отличавшиеся формами своей продукции (при, разумеется, общем одинаковом виде амфор, знакомом нам с детства), которые, к тому же, клеймили свои горшки. Все это, как вы понимаете, помогает в датировании находок, в определении торговых связей в тогдашней ойкумене и объемах импорта-экспорта. Существует типология этих сосудов (так сказать, каталог) - система форм и стандартов античных амфор, при этом в одних и тех же центрах производства в одно и то же время могли существовать различные стандарты амфор или, наоборот, определенным хронологическим периодам производства могли быть присущи определенные стандарты, что увеличивает количество типов этих сосудов. В общем, для читателя такая специализация особо и не нужна, но при широком кругозоре позволяет понять точность датирования кораблекрушения. Кстати, типология амфор - на самом деле, вовсе не закостеневшая от времени таблица, а время от времени уточняемая система.



Еще немного подробностей: вдоль киля в трюме в три ряда было уложено 29 жерновов, игравших роль балласта, с отметками острова Нисирос (это Южные Эгейские острова); с внешней стороны были обнаружены сначала фрагменты, а потом и сами свинцовые листы, защищавшие корпус судна от воздействий моря. На корме сохранились более сотни свинцовых парусных колец (что указывает на его снятие до кораблекрушения), а в носовой части - более 300 свинцовых грузиков (остатки рыболовной сети). При этом на торговом судне не было найдено никаких приспособлений, скажем, для взвешивания и практически никаких денег, кроме семи мелких бронзовых монеток 306-294 гг. до н.э. Останков экипажа также не нашли, но в корпусе судна обнаружили застрявшие наконечники копий. А вкупе с отсутствием ценных вещей на судне это может указывать на пиратское нападение. По грузу был определен примерный последний маршрут "Кирении" - с островов в восточной части Эгейского моря через Самос и Кос на Родос, а оттуда - на Кипр.



За прошедшее со дня поднятия "Кирении" на сушу времени энтузиасты выстроили аж три копии судна, если мне не изменяет память, третья из них триумфально доставила в 2004 году в Афины символический груз меди, из которой были отлиты олимпийские медали.


Tags: Греция, Кипр, античность, археология, морское, музеи, путешествия, фотографии
Subscribe

Posts from This Journal “Кипр” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments