?

Log in

No account? Create an account
я

Октябрь 2018

Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Закладки

Разработано LiveJournal.com
greece

Греция. Афины. Акрополь. Парфенон. Часть 2. Изнанка

Греция. Афины. Акрополь. Парфенон. 1. История

Начнем снизу. Акрополь – это скалистый холм с неровной поверхностью. Для того, чтобы соорудить здесь основание для первого храма Афины, грекам пришлось выровнять скалу за счет подсыпки камней. Перепад высоты этой субструкции – от 2 до 11 (в юго-западном углу) метров.




Три мраморные ступени основания (высотой 50-55 см) несут на себе мраморный же стилобат шириной в 30,9 м и длиной 69,6. И ступени, и стилобат имеют выпуклую кривизну – их высота по краям на 10 см ниже, чем в центре. Это одно из частных проявлений курватуры, предназначенной для корректировки особенностей восприятия глазом человека прямых линий.



Горизонтальные прямые антаблемента тоже выгнуты, сам антаблемент наклонен назад, а фронтон, наоборот, вперед. Курватуры в строительстве храмов греки использовали с VI в. до н.э. Но именно в Парфеноне Иктин применил этот прием впервые в таких количествах – почти на всех частях храма в той или иной степени.



Очень круто Иктин обошелся с законами греческой храмовой архитектуры. По канону число колонн по длинным сторонам должно быть на одну колонну больше, чем сумма колонн обоих фасадов. В "старом" Парфеноне предполагалось 6 колонн по фасадам. Иктин поставил 8! Как же удалось ему вместить две дополнительные колонны при сохранении прежних ширины фундамента и диаметра колонн? Он сократил длину интерколумниев – промежутков между колоннами. Для 17 колонн боковых сторон фундамент удлинили. Точный расчет привел к тому, что храм, несмотря дорический ордер и увеличенное число колонн, выглядит легко и даже изящно.



За 8 колоннами фасадов на двух ступенях (нижняя высотой 40 см, верхняя – 30 см) выше последних стояли еще 6 колонн. Проемы между ними, исключая центральный, были забраны решетками. Получалось, что пространство под портиком колоннады было доступно для всех и всегда, а вот помещения храма закрывались от посторонних.



Сами колонны также спроектированы и выстроены с применением курватуры. Их оси слегка наклонены внутрь храма. Угловые колонны наклонены еще и к центру, а также толще остальных на 5 см. Две центральные колонны слегка отклонены к углам.



Фасадные интерколумнии внешней колоннады составляют 2,3 м, внутренней – 2,4 м, угловые интерколумнии – 1,5 и 2 м.

Каждая колонна диаметром у основания ок. 2 м/вверху ок. 1,5 м и высотой ок. 10,5 м состоит из 10 мраморных барабанов и каннелирована 20-ю желобками (как положено в дорическом ордере). 12 колонн второго ряда на фасадах чуть уже – ок. 1,7/1,4 м и ниже – ок. 10 м.



Не забудем и про энтазис – давно используемый греками в дорическом ордере прием, который устранял оптическую иллюзию вогнутости её ствола. Для этого колонну сначала слегка утолщали в диаметре, начиная с трети ее высоты, а затем также немного сужали к ее верху.



Для удобства прихожан напротив центральных интерколумниев фасадов были устроены лестницы с более низкими ступенями.


Comments

"Это одно из частных проявлений курватуры, предназначенной для корректировки особенностей восприятия глазом человека прямых линий."

С ума сойти, как интересно! Я про это даже не подозревал...
Я сомневалась, стоит ли писать посты об общеизвестном, но теперь понимаю, что этот пост стоило точно писать ради вашего комментария. )

курватура

Поддержу! Очень интересно!

С теплым пушистым приветом
Нина
Стандартное когнитивное искажение специалиста. :-) Я тоже вечно сомневаюсь, стоит ли писать посты о славянской фонетике.
Писать!
О курватуре интересно :))
я слышал о том, что для компенсации восприятия глаза использовались утолщения колонн и наклон, но чтобы в одном объекте в таком количестве.. это удивительно
+1. Про пол разной высоты не слышала.
Классно, спасибо.