?

Log in

No account? Create an account
я

Октябрь 2018

Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Закладки

Разработано LiveJournal.com
greece

Греция. Афины. Акрополь. Парфенон. Часть 3. Скульптура и окраска дома Афины

Греция. Афины. Акрополь. Парфенон. 1. История
Греция. Афины. Акрополь. Парфенон. Часть 2. Изнанка

А также:
Цветная античность - это не миф
Раскрашенная Гегесо
Еще раз о раскрашивании скульптуры в Древней Греции

Долгое время считалось, что античная архитектура и скульптура имели натуральный цвет материала, из которого они строились или изготавливались. Все восхищались прекрасно отполированным мрамором статуй и с детства воспринимали это как само собой разумеющееся. Но вот проблема: девственная чистота поверхности античных скульптур абсолютно не соответствует действительности. Греки раскрашивали все подряд в яркие цвета – темно-синий, красный, желтый, золотой, а также использовали металл для украшения скульптур и рельефов (на это указывают следы от креплений). В архитектуре обычно окраске подвергались части антаблемента, в скульптуре – всё, но не всегда всё сразу (особенно это касалось дорогих материалов – серебра, бронзы и мрамора).


Мрамор Парфенона полировали и не штукатурили. Окрашен был фон фронтонов, метоп, фриза, триглифы, геометрические части антаблемента, некоторые детали рельефов. Из металла (золоченой бронзы), вероятно, были сделаны оружие, детали конской упряжи, венки на головах богов. Также были раскрашены кессоны потолка храма. Здесь окраска обуславливалась расположением – для выделения определенных элементов, для правильного восприятия высотных композиций снизу.



В декоре Парфенона много новаторства. Здесь впервые появляются метопы со скульптурным изображением. Это мраморные плиты высотой 1,2 м и шириной 1,25 м, толщина каждой плиты – 10 см и 25 см – глубина рельефов. 92 метопы украшают все стороны здания: по 14 – на фасадах и по 32 – на длинных сторонах. На трех из сторон рельефы на метопах изображают мифологические битвы. На восточном фасаде – Гигантомахию, на западном – Амазономахию, на южной стороне – кентавромахию. Метопы северной стороны пострадали не только от взрыва 1687 года*, но и от рук христиан, боровшихся с идолопоклонством. Поэтому полностью восстановить содержание всех рельефов не удалось. Но поскольку здесь изображено бегство Энея и Анхиза и встреча Менелая и Елены, то, вероятно, темой этой стороны было падение Трои.

Из 92 метоп сохранилось 57: 15 – в Британском музее, 1 – в Лувре, 17 – в Музее Акрополя и 24 – на самом Парфеноне, in situ. Их заменят копиями, как это уже сделано с теми, что выставлены и хранятся в Музее Акрополя. Кроме самих метоп, существует масса фрагментов метопных скульптур, разбросанных по разным музеям: в Мюнхене, Копенгагене, Вюрцбурге, Париже и Ватикане.



Сплошной фриз наоса – это черта ионического ордера, и ранее на дорических зданиях его, разумеется, и быть не могло. Он состоит из 155 блоков с рельефами высотой в 1 м. Несколько блоков весьма пострадало в VII в. при превращении храма в православную церковь – сквозь них были пробиты окна. Около трех десятков блоков погибло во время взрыва 1687 года*, половина из них сохранилась в рисунках раннего времени. 54 целых блока и несколько половин находятся в Британском музее, 35 блоков, несколько неполных и много фрагментов – в Музее Акрополя, 1 блок в Лувре и 2 блока все еще на самом Парфеноне.

Так же, как в случае с метопами, множество фрагментов фигур фриза находятся в других музеях Европы. В первую очередь, в Британском музее и Музее Акрополя, часто – перекрестно: плита – в одном музее, фрагмент от нее – во втором. Остальное – в музеях Вены, Рима, Гейдельберга, Афин, Мюнхена, Палермо.



Дома богов (каковыми и являлись храмы для греков) принято было украшать скульптурой и рельефами на мифологические сюжеты. А на Парфеноне (впервые!) фриз отведен сюжету из жизни афинян – Панафинейской процессии. Из 150 конных и около 350 пеших фигур процессии ни одна не повторяет другую. На ранних или современных Парфенону сооружениях фриз такой длины – 160 м – неизвестен.

На фасадах Парфенона в треугольном поле фронтона над карнизом и под двускатной крышей, которое называется тимпаном, находились две большие скульптурные композиции, содержавшие около 50 фигур. Как известно из документов, работа над скульптурами для фронтонов началась в 438 г. до н.э., а закончилась примерно в 432. Из этого следует, что проект фронтонов был готов ранее 438 года, и наверняка немаловажное участие в нем принимал Фидий. Над изготовлением же фигур работала целая группа скульпторов.



К нашему сожалению, никто из античных авторов не описал подробно композиции фронтонов Парфенона. Очевидно, потому, что они были слишком хорошо известны. Есть небольшое количество описаний путешественников XVII века и совершенно бесценные рисунки некоего Ж. Каррея 1674 года. Их 22, и на них есть многое из того, что погибнет при взрыве 1687 года*. Однако того, что уже было утрачено к тому времени, на них, разумеется, нет. Особенно сильно при переделках Парфенона сначала в церковь, потом в мечеть был разрушен восточный фронтон.

Итак, на восточном – главном – фасаде было изображено рождение богини Афины. Отсюда сохранилось только 14 фигур, из них 10 находятся в Британском музее, остальные – в Музее Акрополя. Поскольку вся композиция до сих пор достоверно не восстановлена, количество утраченных фигур неизвестно.



Темой фронтона западного фасада закономерно являлась вторая по важности, после рождения, мифологическая история о богине-покровительнице города – спор Афины с Посейдоном за власть над Аттикой. Более-менее полными отсюда до нас дошли 14 фигур, 9 из которых принадлежат Великобритании (около десятка фрагментов от них находятся в Музее Акрополя, а одна голова – в Лувре), остальные – Греции. Еще 4 фигуры сохранились только фрагментарно (всё – в Музее Акрополя). Утрачено, скорее всего, 4 фигуры.

Полагаю, о гигантской статуе Афины, ради которой и был построен весь этот наш Парфенон, всем всё известно. Поэтому закончим со скульптурой и перейдем к интерьеру храма.



NB. Да, кстати, знаете, что я думаю? Следует вернуть Греции, в первую очередь, фрагменты. Ну что за роскошь иметь в своем собрании голову (как в Риме) или стопу (как в Гейдельберге) фигуры с фриза Парфенона?! И мраморы Элгина/Эльджина тоже надо вернуть. Потому что Парфенон (да и все сооружения Акрополя) – это цельный памятник, и его нельзя сравнивать, например, с гробницами Египта или этрусков (предметы или части которых тоже любят требовать обратно).

Относительно «подлого» британского лорда можно сказать одно: он не был единственным в своем стремлении подарить родине (ну, и себе, любимому) немного модной в ту пору античности. Сначала нехитрым – покупая у турок фрагменты скульптурного декора Парфенона, уже валявшиеся на земле, – грабежом занимались богатые европейские путешественники. Это, кстати, сподвигло временных хозяев Греции на увеличение количества объектов продажи путем сбивания частей фигур с храма. Затем вывозом мраморов стали промышлять официальные лица: уже упоминавшийся граф Элгин, посол Великобритании при дворе турецкого султана, и посол Франции там же – граф Шуазель-Гуффье. Алгоритм действий был один: получить у султана фирман, разрешавший вывоз хоть чего-нибудь, а затем правильно определить, кому из турецких чиновников дать взятку-бакшиш в Афинах и вывозить уже всё, что получится.

Примечание:
* 26 сентября 1678 года от венецианской бомбардировки Парфенона взорвался турецкий пороховой склад внутри храма.

Comments

Нынешним летом были в Греции, так гид плевался в сторону того лорда в частности и вообще всех англичан, что вывезли самое ценное. Хотя там, если покопаться, могли еще не на один музей нарыть скульптуры. В Салониках пол тротуара раскопали и бросили, даже не накрыли от дождя. Некоторые раскопки видели - стоят под открытым небом.

Если красили - то краска в мрамор, насколько понимаю, не впитывается. За многие сотни лет все выгорело на солнце и отполоскало дождем. Особенно уличные скульптуры. Думаю, скорей всего красили. В Дельфях в музее естт стенд с керамикой, так там все цветное.
Китайцы свою терракотовую армию прекратили откапывать. Ищут технологию, которая позволит сохранять цвет фигур. Все, что уже успели выкопать - цвет потеряло.

Насколько я помню, была даже выставка "Bunte Götter", которая шла по германии, где выставлялись цветные реконструкции фриза Храм Афайи. т.е. видимо каким-то образом краска местами всё же сохранилась
Первая ссылка после текста.
А, не, после ссылок на предыдущие части перед текстом.
сорри, не заметил
да, это интересная, конечно, ситуация с распределением по миру частей парфенона. надеюсь, мир чистогана удастся убедить вернуть греческие сокровища на родину
Ну насколько я знаю, англичане отбрыкиваются, дескать не мы, так другие, а главное если никто, так время бы уничтожило...
ИМХО, было бы лучше сделать хорошие слепки и хоть как-то совместить всё одном месте.
Насчёт фрагментов типа ступ и рук - хорошая идея, но если возвращать безвозмездно, то могут заявить, "хорошо, что вы осознали, как были неправы, а потому давайте теперь и остальное возвращайте", а предлагать что-то полезное на обмен думаю греки не захотят, так как это значит признать, что обмениваемся имуществом с законным владельцем.
Спасибо, офигенно.