?

Log in

No account? Create an account
я

Ноябрь 2018

Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Закладки

Разработано LiveJournal.com
greece

О жадности илотов

Надо отметить тот необычный для современного человека факт, что на войну спартанцы брали с собой несколько илотов. То есть, на одного спартиата приходилось штук 5-7 тех самых порабощенных жителей Мессении, которые ненавидели своих хозяев так, что готовы были их съесть живьем.

Разумеется, о героических подвигах илотов в сражениях мы ничего, кажется, не знаем, но уследить за толпой народа, в пять-семь раз превышающей количество бойцов, спартиаты, разумеется, не могли.

«[…] Павсаний велел глашатаю объявить, чтобы никто не смел присваивать себе добычи, и приказал илотам снести сокровища в одно место. Илоты же рассеялись по персидскому стану и нашли шатры, убранные золотом и серебром, позолоченные и посеребренные ложа, золотые сосуды для смешения вина, чаши и другие питьевые сосуды. На повозках они отыскали мешки с золотыми и серебряными котлами. С павших врагов они снимали запястья, ожерелья и золотые мечи, а на пестрые вышитые одеяния варваров никто даже и не обращал внимания. Илоты похищали много драгоценностей и затем продавали эгинцам, но много добра им пришлось все-таки сдать, так как его невозможно было спрятать. Отсюда-то и происходит великое богатство эгинцев, которые покупали у илотов золото [и платили за него], как будто это была медь». (Геродот. IX. 80)

Comments

Ну, илоты разные бывали, наверное. С собой вряд ли брали тех, к которым лучше спиной не поворачиваться. И если жажда наживы, судя по такому описанию, была оправданной.

К тому же если в поход уходить, оставляя илотов, тоже можно потом пожалеть.

Но мне интересно: а чем платили за золото, как будто это была медь? Они же не недвижимостью расплачивались. Драгоценные камни или какие-нибудь аналоги векселей?
За вещи из драг.металла платили деньгами, я осмелюсь предположить.
И что из себя представляли деньги от иностранцев, которые более удобны в обращении, чем непосредственно золото?

Могу себе представить что-то типа бартера: нашёл два золотых меча, поменял один на хорошую одежду и, например, украшения и инструменты, потому что больше не унести, а второй отдал спартанцам. Как альтернатива тому, чтобы просто отдать оба меча спартанцам, вроде бы неплохо.
Серебряные эгинские статеры. )
Серебро много места занимает. Т.е. поменять килограмм золота на килограмм серебра — совсем нецелесообразное действие. Вряд ли спартанцы спокойно относились к пудам серебрянных монет, требуя при этом сдавать золотые мечи. В принципе чужие монеты должны вызывать подозрение (несданные трофеи либо признак этих самых торговых операций).

Менять имело смысл на что-то более полезное этим илотам, чем просто золото, причём то, что не отберут спартанцы (не заметив, либо не посчитав нужным отбирать). Серебро явно не более полезно, чем золото.

Скорее уж, не знаю, на махорку меняли бы:)
Деньги всегда удобнее в обращении потому, что они ДЕНЬГИ.
Деньги в те времена — драг. металлы. Зачем менять золото на деньги?

Нельзя присваивать себе добычу — значит и деньги чужие будут плохо смотреться. По объёму деньги не будут занимать меньше места, чем золото, так что утаить их будет не проще.
Вы невнимательно прочли источник. ) котлы, ложа, сосуды - вряд ли все это удобно носить при себе. Драгоценности в Лаконии не продашь, надо скидывать рыжье здесь, в Аттике. Мешочек статеров носить и прятать удобнее, а кг золота не равен кг серебряных монет.
Они – деньги!
Деньги удобнее: они дробны (можно поделить между несколькими кошельками), они максимально полифункциональны (везде возьмут).
Разделить — серьёзный аргумент. Вместо золотой фигуры весом 1 кг на пятерых получить 5 кг серебра монетами.

Но если под рукой есть инструмент или предметов несколько, то разумнее рвать-ломать-пилить или разыграть.

Если нельзя присваивать трофеи, то золото наиболее компактно в смысле спрятать.

Полагаю, что цельные золотые предметы были исключением, а с разумностью продажи позолоченного я нисколечки не спорю. И "золотые мечи", снятые с павших, наверняка был только немного украшены (и цельные элементы рукояти проще отделить, а остальной меч выкинуть).

Ну или если золота было немного, тоже не спорю: полкило серебрянных монет менее подозрительно, чем явно трофейные кольца и браслет.
Вещи тоже имеют стоимость: выгоднее продать золотой кубок, а не его металл как в торгсине.
Обычно соотношение в древности было Au:Ag по весу 1:12, но не знаю точно, как в это время. Но были же и золотые монеты.
Кстати, а что было с илотами, когда римляне окончательно угомонили Спарту? У меня пробел в этой части. Уравняли в правах со спартанцами? Распродали?
Ничего. Думаю, как только спартанское государство перестало существовать, так и общинная собственность илотов тоже, трансформировавшись в частную.
Полагаю немирным путем. Спасибо!
Ну, кто, может, по старой памяти остался с хозяевами. Кто мог - дал деру. Спартиаты остались ведь только с лаконскими илотами, да и тех последнее время активно отпускали на волю.
А такие взятые с собой илоты не могли в результате сами стать спартанцами?
Нет. Спартиатами не могли стать. Отпущенные на волю илоты назывались неодамоды и составляли в Спарте особую социальную группу, по набору прав не равную спартиатам.
Илотов отпускали на волю как непосредственно перед военными действиями, так и после - "в награду".
Спасибо за объяснение.

Если я правильно понял и могу доверять Википедии, то они становились периэками, причём через службу гоплитами?

(битва при Платеях)
Как я понял, от Спарты было гоплитами 5000 спартиатов и 5000 периэков. (Чуть более четверти всех тяжеловооружённых греков.)

А 35000 илотов числились легковооружёнными, составляя половину всех легковооружённых греков.

Таким образом этим 35000 видимо не светило стать и неодамодами. Но и следить за ними могли не только 5000 спартанцев. Весьма возможно, что они были намного ближе к этим 5000 периэкам. Каков реальный статус семьи илотов, в которой есть один или больше неодамод?

А Вы не знаете их перспектив: стать гоплитами-периэками в следующую войну (каков тогда возрастной состав)? Или только нажиться?

С детства не читал Геродота, ничего не помню, надо издание с комментариями найти и детям почитать.
Нет. Неправильно. Периэки - изначально свободные неграждане Спарты. У них по отношению к государству спартиатов было только две обящанности: поставлять солдат в спартанскую армию и платить налоги. Неодамоды имели право свободного перемещения, но жили там, куда их выселяло государство. Они, в отличие от периэков, принадлежали к спартанской общине, но гражданскими правами не обладали или обладали каким-то минимумом.

Каким гражданским статусом обладали члены семьи неодамода, я не знаю.
И в десятилетия около битвы при Платеях категория неодамодов всё равно не зафиксирована в источниках?
Битва при Платеях случилась в 470 году до н.э. В источниках неодамоды впервые упоминаются под 421 годом до н.э. (у Фукидида), а последний - под 370 г. до н.э. (у Ксенофонта). Вероятно, надобность в них сошла на нет, поскольку спартиатам больше не требовалось столько воинов.
Ясно, спасибо.
По этим вопросам лучше читать не Геродота, а Ксенофонта с Фукидидом.

Спартиаты часто использовали неполноправные слои населения как основную часть войска.
Блин, т.е. 300 спартанцев имели еще полуторатысячный лагерь поддержки
В нашем источнике о Фермопильском сражении - 7 книге Геродота - сообщается, что отряд Леонида был "передовым", потому что Спарта опять готовилась к Карнеям. Именно по этой причине лакедемоняне не участвовали в Марафонском сражении 10 лет назад.

Илота Геродот упоминает лишь раз - когда рассказывает, как больной глазным недугом спартанец потребовал отвести его сражаться, вопреки разрешению Леонида остаться в лагере. Сам илот потом бежал.

Геродот все время говорит о "малочисленности" лакедемонян: "маленький отряд", "300 спартанцев", "из этих трехсот". Ни слова об илотах или периэках. При этом описывая Платейскую битву в IX книге, он отдельно считает периэков, спартиатов и илотов.