?

Log in

No account? Create an account
я

Декабрь 2018

Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Закладки

Разработано LiveJournal.com
travels

Vikingaliv. От пастбища к парусу. Корабли. Шлемы и фибулы

От пастбища к парусу
Hanna Mellin

Парус имел огромное значение, прославив и одновременно ославив викингов на весь свет, поскольку они совершали и долгие, и короткие путешествия. Сохранилось очень мало остатков парусов викингов, но многое указывает на то, что их ткали из овечьей шерсти. Изготовление паруса было масштабным предприятием, участие в котором принимали много людей и огромное количество овец.




ЩИПАНИЕ ШЕРСТИ

Шерсть щипали в начале лета, когда у овец линька. Во времена викингов от одной овцы получали от 1 до 2,5 кг шерсти в год, из которых около 500 г шли на изготовление парусов. На изготовление паруса площадью 90 кв. м уходило круглым счетом 90 кг шерсти. Иными словами, шерсть от примерно 180 овец. Поскольку в эпоху викингов овец у большинства семей было немного, очевидно, что для изготовления паруса должны были объединить силы несколько семей.

СОРТИРОВКА

Шерсть сортировали по типу волокон и цвету. Нынешняя порода Gutefår («гутефор», готландская овца) больше всех других шведских пород напоминает короткохвостую овцу эпохи викингов. Руно этих овец имело два слоя. Верхний, покровный слой представлял собой длинные, водоотталкивающие волокна, которые шли на основу (вертикальные, долевые нити ткани). Под покровным слоем находится густой пух, который отлично изолирует и используется для ткачества.

ЧЕСАНИЕ И ПРЯДЕНИЕ ШЕРСТИ

Отсортированную шерсть вычесывали либо руками, либо специальными гребнями для шерсти, и затем пряли на веретене, получая ровную гладкую нить. Умелые пряхи могли спрясть до 30–50 м в час, иными словами, для того, чтобы набрать пряжи на парус площадью 90 квадратных метров, требовалось 4800 часов, или 2,5 года работы!

ТКАЧЕСТВО

Чтобы соткать ткань из пряжи, необходимы ткацкий станок и два типа нити: основа, или долевая, прочная вертикальная нить, и уток, который ткач пропускает над и под основой. Во времена викингов ткацкие станки были относительно простыми приспособлениями. А вот ткачество, напротив, было процессом сложным. К основе подвешивали камни или другие грузики. Ткань была неширокой, поэтому для изготовления паруса приходилось сшивать несколько тканых полос. Чтобы изготовить один метр парусной ткани, требовалось 20 часов работы. В общем итоге для изготовления паруса нужно было затратить около 10 000 рабочих часов.


Корабли
© Museum of Cultural History, University of Oslo, Norway

Мореходство имело для скандинавов исключительно важное значение на протяжении всей истории.



Лодки и корабли играли важную роль для выживания и общественного развития. Построить корабль в Скандинавии было относительно простым делом. Материалы были легко доступны или могли быть добыты на месте – дерево для корпуса, железо для крепежных элементов и шерсть для паруса. Но судостроение и мореходство требовали организации и были тяжелым бременем для общины. Чтобы построить 30-метровый корабль, могло потребоваться до 40 000 человеко-часов – включая время на производство железа, канатов и, не в последнюю очередь, паруса.

Длинный корабль

У длинного корабля были и мачта, и весла, на нем было от 24 до 50 гребцов и один большой парус. Мачту можно было снять и уложить вниз, чтобы снизить сопротивление воздуха при гребле против ветра, и чтобы корабль мог незаметно подкрасться к прибрежному поселению. Типичная черта кораблей викингов – это их клепаная конструкция, т. е. доски, из которых изготовлены борта, перекрывают друг друга и удерживаются на месте забитыми в корпус заклепками. Обычно корпус корабля был заострен на обоих концах и высоко поднят. Для уплотнения швов между досками прокладывали шерсть, пропитанную смолой. Если корпус не пропускал больше воды, чем было возможно вычерпать, удерживая корабль на плаву, его считали хорошо уплотненным. Лодки и корабли были легкими и с небольшой осадкой, что было большим преимуществом, когда викингам нужно было подниматься вверх по течению больших и малых рек. Если в русле реки им встречалось препятствие, порог или большие камни, корабль можно было вынести на берег и волоком перетащить его мимо преграды.

Если нос корабля был украшен головой дракона или зверя, его называли драккаром. Голова дракона была съемной, когда нужно было показать свои мирные намерения. Команда вывешивала свои щиты снаружи вдоль борта, – это и красиво выглядело, и служило защитой гребцам. На корме находилось большое весло, которое служило рулем.



На иллюстрации показан норвежский корабль из Усеберга, датируемый 820 годом. Это древнейшая находка парусного корабля в Скандинавии. Длина корабля составляет 21 м, по расчетам, в его команде было около 35 человек.
Фото: © Museum of Cultural History, University of Oslo, Norway


Шлемы и фибулы

Шлем, подвешенный в витрине, — это копия одной из редчайших археологических находок шлемов эпохи викингов. Оригинал представляет собой реконструкцию по фрагменту шлема, найденному в Гьермундбу в Норвегии, и датируемому 10 веком. У этого шлема имеется гребень, изготовленный из четырех изогнутых железных пластин, а также защитный наносник. Вот рогов нет.



То, что викинги носили шлемы с рогами — это укоренившееся заблуждение. Большинство воевало вообще без шлема, надевая кожаную шапку или наголовник. Шлемы из железа с наносником могли носить самые богатые и облеченные властью викинги, вряд ли это могли быть рядовые воины.

Авторство мифа о рогах на шлемах восходит, скорее всего, к немецкому дизайнеру Карлу Деплеру, который во второй половине 19 века, периоде немецкого национального романтизма, создавал костюмы к постановке опер Рихарда Вагнера из цикла «Кольцо Нибелунгов». Деплер тщательно изучал иллюстрации к скандинавской мифологии, но все же не использовал рогатых шлемов. На его эскизах шлемы имели традиционную коническую форму и украшены помпезными (хотя не соответствующими исторической правде) птичьими крыльями.

По мере того, как оперы Вагнера начали ставить по всему миру, низший класс воинов в постановке снабдили более простыми в изготовлении шлемами с рогами. Это, в свою очередь, вдохновило новых художников, в том числе в Швеции, и миф о шлемах викингов пошел гулять по свету.

С другой стороны витрины вы видите две пряжки. Одежда многих женщин во времена викингов включала сарафан, который удерживали парные овальные броши (фибулы). Под сарафан женщина надевала льняную рубашку, а сверху — шаль или кофту из шерсти.







The vikings are here. Again, или Жизнь викингов в эпоху грабежей
Vikingaliv. Глобус и Ось времени. Некоторые из важнейших памятников эпохи викингов на карте Швеции
Vikingaliv. Мифология (Hasse Olsson)
Vikingaliv. Женщины, мужчины и дети в эпоху викингов
Vikingaliv. Дом, трапезы, здоровье, гигиена и продолжительность жизни
Vikingaliv. От пастбища к парусу. Корабли. Шлемы и фибулы

Comments

- Глядь, братва! Олаф се на шлем рога присобачил! Вот потеха! Чисто - скотина!
-Мухоморов переел что ли, берсерк хренов?
- Не... Кина про нас насмотрелся из 20 века- там мы все с рогами бегаем.
- Вот умора!
Упоролся! )
Интересно, можно ли построить подобный корабль из более современных материалов?
https://www.popmech.ru/history/239350-nastoyashchie-vikingi-peresekli-atlantiku-na-nastoyashchem-drakkare/



Популярная механика
ВХОД

Главная
Настоящие викинги пересекли Атлантику на настоящем драккаре
26 апреля драккар «Харальд Хорфагре» (Harald Hirfagre) поднял парус в порту норвежской коммунны Хёугесунн, а 1 июня вошел в порт Святого Антона канадского острова Ньюфаундленд. Впервые подобное судно современной постройки прошло путем древних скандинавов — первооткрывателей Америки.

По ссылке подробности, фотки и видео.

Шлем из Гъёрмундбу

Мое чувство прекрасного страдает. Каждый сантиметр такой стилизации отдаляет ее обладателя от исторической достоверности на метр с лишним.

Re: Шлем из Гъёрмундбу

Как смогли, как смогли. Очевидцев в наше время найти адски трудно.