?

Log in

No account? Create an account
я

Декабрь 2018

Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Закладки

Разработано LiveJournal.com
greece

Хрисоэлефантинная техника создания скульптур

По названию - χρυσός/золото и ελεφάντινος/слоновая кость (род.п.) - становится ясно, какие материалы использовались в технике. Основой статуи обычно становился деревянный болван, который оклеивали пластинками из слоновой кости там, где должны были быть открытые части человеческого тела.

Волосы, украшения, головные уборы, одежда, оружие и прочие атрибуты - все это изготавливалось из золота.

Самые известные в античном мире хрисоэлефантинные статуи - это работы Фидия Зевс из Олимпии и Афина Парфенос из Парфенона Афин.



Вот в Нэшвилле попробовали "повторить" Афину.

Ни Зевс, ни Афина до нас не дошли, но о них много упоминаний в античной литературе. Об Афине интересную вещь сообщает Плутарх (Перикл. 31):

"Скульптор Фидий, взялся, как говорят, соорудить знаменитую статую; он был другом Перикла и пользовался у него наибольшим влиянием, поэтому у него были враги, причем одни завидовали ему из личных соображений, а другие хотели на нем произвести опыт, — каким окажется народ, когда ему придется судить Перикла.

Они склонили на свою сторону Менона, одного из сотрудников Фидия, и убедили его сесть на агоре как молящего у алтаря (двенадцати) богов; он просил предоставить ему право выступить безнаказанно с заявлением о преступлении, совершенном Фидием. Народ удовлетворил просьбу Менона.

Однако хищения не обнаружили: Фидий, по совету Перикла, уже заранее так приладил золотую одежду к статуе, что вполне можно было снять ее и проверить ее вес, что Перикл и предложил сделать судьям".


Зевс же представлял собой что-то типа римского Юпитера из Эрмитажа.

Сохранились фрагменты хрисоэлефантинных статуй богов архаического и раннеклассического времени. Их всего несколько десятков, и самые известные из них - это боги Дельф. В том числе весьма женственный (по традиции изображения) Аполлон.

Черный материал - это и есть слоновая кость.

В эллинистическое время македонский царь Филипп II, отец Александра, заказал афинскому скульптору Леохару статуи - внимание! - людей, а не богов, как это было принято в классической Греции. А именно - членов Македонской династии, изображения которых были установлены в Филиппейоне в Олимпии.

На фотографиях: фрагменты хрисоэлефантинных статуй из экспозиции археологического музея Дельф.




























См. также о другой технике изготовления античных скульптур: Акролит из Кримисы

Comments

Спасибо! Оказывается, слоновая кость чернеет. До сих пор мне попадались только более поздние византийские иконы из слоновой кости с сохранившимся цветом.
Какая тонкая резьба на сандалиях!
А македонцы были губастенкие
Так это ж не македонцы! ) это Аполлон со своей сестрой и еще кем-то. Македонцы не сохранились.
Классно, спасибо.
Пожалуйста. )
Спасибо!
Пожалуйста. )