Юлли Улетова (ulli_u) wrote,
Юлли Улетова
ulli_u

Categories:

Маски античности (из невошедшего в окончательную редакцию)

Этот фрагмент текста был написан для материала "Апотропеи, персоны, горгонейоны", но не вошел в него.

"Самыми доступными и популярными масками в Древней Греции были театральные. Античный театр родился из представлений во славу производительных сил природы и их олицетворений в древнегреческой мифологии – Деметры, Коры, Диониса. Земледельческие праздники греков сопровождались обрядовыми играми и хороводами, и первые «спектакли» были посвящены сценам из жизни этих богов. Такие серьезные мероприятия пускать на самотек было никак нельзя, и приготовление к ним, а также их проведение было предметом заботы властей.








Мозаика порога из Дома Фавна в Помпеях


Древнегреческий писатель Плутарх (I-II вв. н.э.) в одном из своих трактатов замечает: «В еще более древние времена греки, как говорят, были совершенно незнакомы с театральной музыкой: музыка у них была всецело приурочена к богопочитанию и воспитанию юношества, тем более что театральных сооружений люди той эпохи вовсе не знали и музыка у них еще не выходила за пределы святилищ, в которых с помощью ее они воздавали почитание божеству и хвалу доблестным мужам. Вероятно, что более позднее слово «театр» [theatron] и гораздо более древнее — theorein [присутствовать на торжестве] происходят оба от слова theos [бог]». («О музыке». 27. Перевод Н.Н. Томасова).


Мозаика с изображением маски из Помпей


Мозаика с изображением маски из Помпей


Мозаика с изображением маски. Неапольский археологический музей


На праздниках, посвященных Дионису, участники изображали свиту бога – силенов и сатиров. Для этого они надевали маски и рядились в козлиные шкуры. Во славу Диониса «козлы» пели песни – торжественные хвалебные дифирамбы. Запевала солировал, хор в нужные моменты поддерживал. Во время пения разыгрывались сценки из жизни Диониса и его спутников. Далеко не всегда эти представления носили строгий печальный характер. Жизнь бога и его свиты была довольно разнообразна, и многие события изображались участниками праздника в веселом и даже пикантном ключе.


Театральная маска. Деталь фрески из Помпей. Неапольский археологический музей


Театральная маска. Деталь фрески из Помпей. Неапольский археологический музей


Фреска с изображением масок. Дом Золотого браслета. Помпеи


Дифирамбы первого типа со временем превратились в трагедию. Слово это переводится с древнегреческого как «пение козлов» – не забудем, что певцы изображали козлоногих лесных божков (сатиров и силенов), а наряжены были в козлиные шкуры. Постепенно персонажами представлений во время культовых праздников становились, помимо богов, мифологические герои, их жизнь, подвиги, смерть. События трагедий трактовались в возвышенном и печальном смысле.


Фрагмент фрески с изображением сада. Дом Золотого браслета. Помпеи


Фрагмент фрески с изображением театральной маски. Дом Веттиев. Помпеи


Веселое же «пение» стало называться комедией – в античности это слово связывали с именем Кома, сына и виночерпия Диониса, божка веселья, излишеств и пирушек. Правда, уже тогда Аристотель опровергал эту связь. Комосом также назывались ритуальные шествия, не всегда связанные с Дионисом, но всегда включавшие музыкальное сопровождение, танцы, пение. Участники таких процессий – комасты – вели себя довольно фривольно, а то и вовсе непристойно.


Чернофигурная аттическая амфора с изображением комастов и гетер. Ок. 560 г. до н. э. Государственное античное собрание. Мюнхен


Появились и сюжетные представления из обычной жизни, довольно простецкие, но веселые и понятные любым слоям населения, – мимы (от греч. «подражание»). Героем мима мог стать любой – мужчина или женщина, горожанин или деревенщина, ремесленник или бездельник. В этом жанре ожидать героики не приходилось – толпа любит фарс, пародийность, грубую сатиру.


Фреска из Помпей. I в. н.э. Неапольский археологический музей


Таковы корни древнегреческого театра, превратившегося со временем в глубокое искусство".


Фонтан, украшенный рельефом маски. Помпеи

Tags: Греция, Древний Рим, Италия, Помпеи, античность, фрески
Subscribe

Posts from This Journal “фрески” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments