Оказывается, просекли эту нехитрую фишку лисички еще 40 тысяч лет назад - в палеолите. Увы, неандертальцы не оправдывали лисьих ожиданий насчет регулярных поставок отходов от охотничьей деятельности, и вся надежда лисонек возлагалась на крупных хищников.
Но уже к началу позднего палеолита все изменилось. Люди современного типа - представители ориньякской и граветтской культур - серьезно относились к охотничьему промыслу. Они занимались охотой вдумчиво и профессионально: создавали стоянки для разделки добычи, организовывая рядом с бойней мастерские по ремонту орудий; отслеживали пути миграций животных и наиболее оптимальное время для сезона охоты.
Увы, ни ориньякцы, ни граветтцы писать не умели и не оставили нам мемуаров или хотя бы руководств по охоте на плейстоценовую фауну. Так откуда мы так много знаем о жизни лисонек и самих людей в столь далекие от нас времена?
Не поверите, но изотопные анализы костного коллагена и исследования зубного цемента творят поистине чудеса, вписывая новые страницы в историю человечества (и лисонечества).
На "Науке и жизни" вышло "расследование" хитрой деятельности плейстоценовых лисонек под боком у людей, основанное на научных исследованиях последних лет, - Как кости песцов и лисиц помогают реконструировать жизнь древних людей.