?

Log in

No account? Create an account
я

Сентябрь 2019

Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Закладки

Разработано LiveJournal.com
rome

Рим. Храм Сатурна

Если от Большого цирка вы пройдете по via de San Gregorio до арки Константина и повернете налево, оставив за спиной Колизей, то перед вами раскинется Римский Форум (Foro Romano).

Центр общественной и экономической жизни в республиканское время располагается на территории примерно 100 х 200 метров, нам сейчас он покажется тесноватым для главной площади города, однако толчея – это наихарактернейшее явление древнего Рима, и его жители воспринимали скученность как нечто обыденное.

Ступим на Via Sacra – Священную дорогу – и прогуляемся по остаткам того, что когда-то было сердцем древней империи. Сразу скажу, что зайти на Римский форум можно не только со стороны Колизея, можно, скажем, и спустившись с Палатина, и войдя с любой из сторон Капитолия. Но в первом случае вам не удастся без возвращений и кругов пройти Форум насквозь, а во втором – вам придется оставить за спиной Императорские форумы, которые лучше смотреть после республиканского.




Итак, Священная дорога следует через весь форум – от храма Венеры и Ромы до арки Септимия Севера. Слева от арки и находится объект нашего внимания – храм Сатурна. Подойдем к нему прямо по площади форума, оставляя по правую руку Ростры. Стоит храм именно здесь примерно с конца V в. до н.э. – да, храм Сатурна одно из древнейших сооружений всех форумов. Собственно, как и культ бога. А Сатурн, как мы все знаем, это древнеримский бог земледелия, бог посева и урожая. А также бог времени, он "закрывал" древнеримский год.

Раз в году во второй половине декабря (зимнее солнцестояние) в течение почти недели римляне праздновали Сатурналии – довольно веселый и свободный праздник. Он начинался с жертвы богу в его храме, а затем выплескивался на улицы, завершаясь в домах горожан. В эти дни все угнетенные имели право на что-либо им недоступное. Например, школьники освобождались от занятий, судебные решения о наказаниях откладывались до окончания праздника, рабы могли не работать и есть за одним столом с хозяевами, а в некоторых семьях господа шутливо прислуживали им. На улицах обеспеченные горожане раздавали деньги бедным, дарили подарки знакомым, веселились. Поскольку для римлян Сатурн ассоциировался с золотым веком равенства и благоденствия, то подобное уравнивание в правах (пусть и на неделю) как бы возвращало участников в то время.

Сатурн всегда изображался мужчиной сильно в возрасте, с покрытой головой, держащим в руке какой-либо символ земледелия, например, серп, реже – рог изобилия. Изваяние Сатурна в его храме весь год стояло в "оковах" – его ноги были оплетены шерстяными лентами, чтобы благоденствие и процветание не покидало страну – и лишь на неделю "вериги" снимались, давая волю покровителю праздника.





Если быть совсем честным, то это уже третий храм Сатурну на этом месте. Первый, построенный, как я уже говорила, в конце V в. до н.э., в 42 г. до н.э. был перестроен и увеличен в размерах консулом Луцием Мунацием Планком, в свою очередь, сильно пострадал в пожаре 283 года. Император Диоклетиан не решился переносить храм в другое место, поэтому, сохранив мало поврежденный огнем цоколь, отстроил его заново, о чем гласит надпись на архитраве: "Senatus populusque romanus incendio consumptum restituit" – "Сенат и народ Рима уничтоженное пожаром восстановили".







Храм имел 6 колонн ионического ордера по фасаду, 12 - по сторонам. Но... лишь 8 колонн, стены цоколя-подиума, облицованные травертином, антаблемент – вот и все, что сохранилось от храма Сатурна.



Цоколь храма, облицованный белым травертином, был построен в республиканское время, во время реконструкции Планка. К нему с северо-востока, со стороны входа в храм, был пристроен подиум такой же высоты, полый внутри. Для чего? А чтобы доверить Сатурну чрезвычайно ценное – государственную казну – эрарий. Слева от лестницы, ведшей в храм, был вход в эрарий, а на стене у входа туда, вероятно, размещали документы, требовавшие общественного ознакомления (археологи обнаружили равномерно расположенные отверстия для крепления "досок объявлений").



К сожалению, святилище Сатурна почти со всех сторон обнесено решеткой, но с востока роль ограды выполняет стена цоколя, и там вам удастся прикоснуться к вечности или просто отдохнуть на древних камнях.

А теперь покажу вам весьма редкие фотки – храм Сатурна открыт только до стилобата. Посмотрите, перед ним сплошная земля, пристройка для эрария только показалась.





Еще одна интересная фотография – прямо по Форуму проложена автомобильная дорога, и с via della Consolazione можно проехать между храмом Сатурна и храмом Веспасиана и Тита.



Для наглядности одно и то же место по мере удаления проспекта.





Ну и напоследок – храм Сатурна ночью.









Comments

об одном жалею-был в Риме дважды,а вот Форума так и не посмотрел,хотя увидел всего много; Пьяцца Навона, арка Трояна, Колизей и многое другое..
Вы не путаете? Арку Траяна с Колонной (Рынком, Форумом наконец) Траяна. А Арку вы, судя по упоминанию Колизея, вы видели Константина.
колонна Трояна,точно была.., спасибо.
А Арку мы тоже видели..но вот только забыл-ЧьЮ. Мы эту арку видели в 1985м,.но вот чья она--уже забыл..
Сравнил со снимком,который мы сделали в 1985-м.. арка Константина и есть.
Спасибо.
Арка Константина стоит рядом с Колизеем. 8)
Вот теперь все точно сошлось-мы были в Колизее и заодно-увидели и арку.
Кстати на моих снимках она жутко закопченая тогда была-сейчас ее вроде почистили..
http://www.youtube.com/watch?v=WgChg4ZrLbs <---виртуальный маленький презент за помошь в идентификации Арки.. ;-)
Спасибо! :))))))
Да что уж там - самой понравилось. 8)
Спасибо большое за рассказ! Я даже позавидовал римским детишкам. Мы, будучи угнетёнными занятиями школьниками, не могли даже мечтать целую неделю в середине декабря освобождаться от занаятий. Напротив, нас в это время угнетали с особым пристрастием. =))))
Не надо зависти! Бедных римских детишек секли почем зря. 8)

"Кротость не была главной добродетелью школьных учителей; они легко выходили из себя: малейшая ошибка — и раздавались брань и крик, которые были слышны далеко по соседству. Гнев был неизбежной принадлежностью урока. Денис, ученый грек, к которому Цицерон сохранил нежное расположение, был очень любезен с ним, но как только он начинал заниматься со своим сыном или племянником, с ним начинались настоящие припадки ярости. Без всякого сомнения, отцы любили кротких и миролюбивых учителей, они даже старательно искали таких, но в то же время они также охотно примирялись и с самыми необузданными учителями; мягкое и нежное воспитание казалось им опасным, так как оно могло избаловать детей. К тому же гнев учителя всегда имел причину и оправдание: если он выходит из себя — значит, относится к делу преподавания с рвением и добросовестно. «Чем лучше учитель, — говорит Цицерон, — чем способнее он, тем более гнева и нетерпения выказывает он на своих уроках. Ему мучительно видеть, что ученик не понимает того, что сам он понял так легко и быстро».

К несчастью, гнев учителя не всегда выражался только в одних словах, от слов он быстро переходил к делу. Местопребывание памяти, если верить Плинию Старшему, находится в нижней части уха, и вероятно поэтому учителя принимались развивать ее с безжалостным усердием. В их распоряжении были и еще более действенные педагогические средства. Любимым орудием учителя была ферула (линейка) . Линейка и школа были нераздельны по понятиям римлян. Ювенал относит эту ассоциацию даже к героическим временам: «Боясь розги, — говорит он, — Ахиллес уже большой распевал песни на горах своей родины». Ферула играла роль скипетра в школе: она поддерживала во всех пассивное повиновение. Дети должны были подставлять под линейку открытые руки, чтобы удар был больнее. В случаях серьезных пускался в ход ремень из шкурки угря или кожи. Плеть с узлами и железными остриями на концах, по-видимому, не употреблялась в школе. Одна картина в Геркулануме показывает, каким образом происходило наказание розгами. Виновного брал на плечи более взрослый товарищ; другой держал его за ноги; остальные хладнокровно смотрели на всю эту сцену, как будто бы в ней не было ничего необыкновенного. Учитель, спокойный и серьезный, вооружен розгой, которой он наносит сильные удары. Ребенок извивается от 'боли, и из его широко открытого рта, по-видимому, вылетают жалобные крики. Иногда экзекуция производилась с меньшей торжественностью: учитель просто хватал школьника за середину туловища, одной рукой держал его в воздухе вниз головой, а другой наносил ему удары своим ужасным педагогическим орудием."

Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян

"Школьная дисциплина была жестокой; брань и побои – главные меры воздействия, которые знают и в начальной, и в средней школе; единственной чертой учителя, которая запечатлелась в памяти Горация, была его щедрость на удары; Августин, вспоминая в глубокой старости свои школьные годы, утверждал, что всякий, кому будет предоставлен выбор между смертью и возвращением в школу, выберет смерть (de civit. dei, XXI. 14). Марциал называл трость (ferula) скипетром учителей (X. 62. 10, ср. XIV. 80). "Проклятый школьный учитель" ненавистный и мальчикам и девочкам! Еще не пели петухи, а из твоей школы уже несется твое свирепое ворчанье и звуки ударов", – жалуется он в другой эпиграмме (IX. 68. 1-4). Трость была орудием относительно легкого наказания, которым учитель действовал по ходу занятий, не отрывая преступника от его табличек; в случаях более серьезных в дело пускались розги или ремень, который можно было заменить шкурой угря: "она толще, чем у мурен, и поэтому ею обычно бьют школьников" (Pl. IX. 77)."

Сергеенко М.Е. Жизнь древнего Рима
Ну, в Британии такое процветало до 20-го века влючительно, кажись. И ничего. =) С другой стороны, я прекрасно понимаю бедных учителей, поэтому меня в современную школу не берут. Говорят, устаревшие у меня методы работы с учениками. Так вот, на что они намекали. =)))

За информацию спасибо! Буду знать. =)
А вы - страшный человек. 8)))))

Да не за что, у меня призвание такое (вы должны знать). 8)
Я не страшный, я просто нервный. А школьники, сами, наверное, знаете, создания недисциплинированные и обладающие феноменальным нежеланием учиться. =)))
Нет, я не знаю, мой педагогический опыт исчерпывается уроками в пятых классах. 8)
И Ваши пятиклассники не подпдали под описание, данное мною? Такого быть не может! =)
Ээээ, они были разные, но желания бить их розами у меня не успело возникнуть. Наверное, опыт был слишком короток. 8)
Розами я бы тоже не стал. Розы руки колют. =) У меня, к слову, вообще опыта преподавания в школе нет никакого, поскольку я настолько суров, что меня не подпускали к ученикам. =))))
(обессилев от смеха) РозГГГГГами!!! Это я на Комеди Клаб отвлеклась. 8)

А вы, простите, к Челябинску не имеете никакого отношения? 8)
Это тонкий (как всегда, по-заграничному) намёк на стрый боян про челябинских мужЫков? =) Нет. Мы из южан будем.
Он не старый, он еженедельный... 8)
Ну, вот видите, я даже этого не знал. Так что у меня никаких связей с Челябинском (ну, разве что чуть-чуть). =)))
Смотрите, какое роскошное издание по обсуждаемой теме. 8)

Д-р В. Купер
История розги во всех странах - Флагелляция и флагеллянты


Там даже есть пара-тройка картинок из книги. 8)
Издание-то роскошное, но цена там не менее роскошна. Между тем, эту книгу можно легко скачать в интернете в разделе "Электронные учебники". =)))) Спасибо за ссылочку. Учебник достойный. Буду теперь дополнять свои методы обучения. =))))