Юлли Улетова (ulli_u) wrote,
Юлли Улетова
ulli_u

Category:

Саркофаг из Агиа-Триады

Начинаю исполнять свое обещание написать про минойские фрески.

Это - один из самых известных и замечательных памятников минойского искусства. Саркофаг из пороса в форме гробницы, полностью покрытый расписанной штукатуркой, был найден в захоронении около виллы в Агиа-Триаде. Поскольку его богатая отделка весьма выделяется в ряду аналогичных ларнаков, можно предположить его принадлежность богатому аристократу. Датируется 14 в. до н.э. Роспись сохранилась фрагментарно и сильно восстановлена. По мнению исследователей (Матц, Андреев), изображенные сцены можно разделить на две группы: реальное и мифологическое, причем для современников, очевидно, эти две сферы не имеют четкой границы и взаимодействуют между собой.






Западная сторона саркофага - сцена жертвоприношения




Фреска разделена на три части. В центральной на белом фоне изображен стол со связанной жертвой - быком - и стоящим позади стола мужчиной в женском одеянии, который играет на двойной флейте. Под столом прилегли две диких козы, справа от них жертвенный сосуд с собранной кровью быка.

Слева на желтом фоне жрица возлагает на жертву руки, две женщины позади нее призваны изображать процессию. Этот фрагмент не восстановлен.

Справа на черном - ночном - фоне другая жрица в юбке из овчины приносит бескровную жертву на алтаре перед святилищем с двойными рогами и священным деревом. Рядом показаны кувшин с возлияниями и корзина с фруктами. Колонна позади алтаря увенчана лабрисом - ритуальной двойной секирой, символом возможного возрождения через смерть. На секире сидит черная птица - воплощение души умершего.





Спирали и розетки декоративной зоны саркофага




Восточная сторона саркофага - приношение даров умершему




Слева направо:

Сцена на белом фоне - в стоящий между двух священных секир кратер жрица переливает из сосуда собранную кровь жертвенного быка. На лабрисах сидят птицы - воплощения душ умерших. Позади жрицы еще одна женщина несет на "коромысле" два сосуда. Мужчина в женской одежде сопровождает процесс игрой на семиструнной лире.

Центральная сцена на темном фоне - трое мужчин в юбках из овчины несут погребальные дары: двух телят и модель судна.

Третий фрагмент на белом фоне - умерший (возможно, обожествленный) в длинном (женском) одеянии присутствует при погребальном жертвоприношении у своей могилы.








Росписи торцов саркофага



Северный торец
Колесница с двумя богинями, запряженная двумя дикими козлами.



Южный торец
Колесница с двумя богинями, запряженная грифонами. Над грифонами парит птица.


Об месте находки - Агиа-Триаде я напоминала вчера. Сейчас саркофаг экспонируется в Ираклионском Археологическом музее, в столице Крита Ираклионе. До реконструкции он занимал отдельную витрину № 171 в 14 зале, что будет после реконструкции - пока неизвестно.
Tags: Греция, Минойская цивилизация, археология, музеи, фотографии, фрески
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments