?

Log in

No account? Create an account
я

Октябрь 2018

Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Закладки

Разработано LiveJournal.com
rome

Натюрморт-фреска в Помпеях

Что, ждете минойских штукатурных изящностей? А будут римские вкусности. 8)

mary_eglantine попросила меня "опознать" несколько фресок из недавнего поста sarmata. Попутно я решила вообще немного рассказать о натюрморте в росписях жилых домов Помпей (и не только Помпей).


Натюрморты в везувианской (использую этот "термин" как принадлежность ко всей археологической зоне, засыпанной в 79 г. н.э.) живописи не очень распространены, но отнюдь не редки и использовались в росписях 2-го и особенно 4-го стиля. Располагали их обычно в верхнем ярусе по центру панелей или филенок, то есть, не они являлись главной картиной стены, но тем не менее, выписывались весьма тщательно и со множеством деталей. Фрукты в стеклянных вазах, корзинах и на столе, рыба в садках и без, вода в сосудах, сама посуда и пр. – помпейские художники широко использовали бытовое разнообразие древнеримской жизни. Фрески этого типа обычно невелики по своему размеру – до полуметра в ширину.

Такие изображения называли Xenia – ксения – по аналогии с дарами хозяина-грека своим гостям, остановившихся пожить в его доме. Витрувий (VI, 7, 4) объясняет, почему: "В этих залах происходят мужские пиры, ибо у греков не принято, чтобы в них возлежали хозяйки дома. Эти перистили дома называются андронитиды, то есть помещения, занимаемые мужчинами и куда женщины не допускаются. Кроме того, справа и слева устроены покойчики, с отдельными дверями и уютными столовыми и спальнями, чтобы принимать приезжих гостей не в перистилях, а в этих гостиных. Ибо, когда греки жили роскошнее и были богаче, они устраивали для приезжих гостей столовые, спальни и кладовые со съестными припасами и в первый день приглашали их обедать, а в дальнейшем посылали им цыплят, яйца, овощи, плоды и прочие сельские припасы. Поэтому живописцы называют картины с изображениями того, что посылалось гостям, ксениями. Так, семейные люди, находясь в гостях, не чувствовали себя на чужбине, благодаря предоставляемой им свободе жить отдельно в этих гостиных".

Правда, римляне выписывали "мертвую натуру" вовсе не из гостеприимства. Их натюрморты можно было условно разделить на два "направления": благожелательные или ритуальные картины в жилых помещениях или гробницах и, грубо говоря, "вывески" – росписи в общественных местах, указывавшие на особенности торговли/питания/пр. заведения (как в мацеллуме Помпей).

В везувианской зоне было найдено, если мне не изменяет память, около трех сотен натюрмортов, и если рассматривать весь объем оптом, то в своей массе изображения на них, конечно, довольно монотонны. Техника же исполнения зависела от уровня мастера и кошелька заказчика.

Кроме своей художественной ценности, эти натюрморты представляют собой очень ценные свидетельства мелочей римской жизни рубежа тысячелетий. Например, широкого распространения стеклянной посуды (при преобладании, конечно, керамики), разнообразия известных римлянам фруктовых плодов и видов рыбы, шедших в пищу, и т.д.

Помимо жилых домов, натюрморты были найдены и в росписях стен общественных зданий в Помпеях. Например, они украшали стены в помещении для торговли рыбой мацеллума на Гражданском форуме и в портике храма Исиды – на Треугольном форуме.


Вернемся к фрескам, представленным sarmata. Не все из них из Помпей, но сейчас нас интересуют только натюрморты – 4 последних картинки.




Этот натюрморт украшал верхний ярус стены таблинума дома Юлии Феликс. Хороший четвертый стиль отделки помещения покорил и Падерни – вся южная стена была разобрана и увезена в королевский музей. Вообще археологическая судьба у таблина этого владения весьма печальна – несколько раз открытый и вновь засыпанный, разобранный ради фресок на части… Впрочем, я сейчас не об этом.

Вот еще два оттуда же:





К сожалению, несколько натюрмортов, находящихся сейчас в Археологическом музее Неаполя, – это все, что осталось от северной стены таблинума.






Этот рыбный натюрморт в 4-м стиле, попавший в королевскую коллекцию еще до 1755 года, не имеет адреса первоначальной "прописки" – в то время нечасто отмечали, где и в каком виде что нашли. Одно несомненно – он из Помпей.






Эта фреска 4-го стиля вообще не из Помпей, она из Геркуланума. В Геркулануме также были найдены натюрморты. Например, вот такие из Дома Оленей:










Это фрагмент большой стенной росписи в триклинии "виллы Поппеи" в Оплонтисе. Сама стена – прекрасный образец росписи 2-го стиля.

Вот полное изображение картины:



А вот и вся стена:






Интересно, как пристроен в общую картину натюрморт в спальне на вилле Публия Фанния Синистора в Боскореале. Вот сам натюрморт:



Вот роспись всей стены кубикула:





Напоследок "мертвая натура" в жилище для мертвых – натюрморт в гробнице Вестория Приска у Везувианских ворот Помпей.







Кстати, я не знаю, писали ли римляне натюрморты с натуры.

Comments

Огромное спасибо за такой развернутый пост! Есть даже фотографии, которые мне не попадались.

Сейчас как раз готовлю статью о еде в древнем Риме и ищу иллюстрации.
Пожалуйста.
Учитывая, что натюрмортов почти три сотни, наверняка есть много, каких вам не попадалось. 8)
Из дома оленей чудесные, где три в ряд:)) Ну и, конечно, стеклянные сосуды дивно изображены. Спасибо:)
Пожалуйста. Стекло на помпейских фресках и впрямь живое. 8)

А почему из Дома Оленей понравились?
Вкусные продукты, сочная живопись. Да и европейские напоминают, века эдак 17ого...
А это там где-то ананас якобы есть?
А где он есть?
например http://www.hrono.info/libris/lib_r/rass82finik.html

слышал, что это никакой не ананас, но где я слышал.
А где фреска, где сноска на Казеллу и его доказательства? Что там писал Казелла Жуковскому, что сказал Жуковский Гуляеву и т.п. в пересказе Рассохи - ну что за ерунда? Письма введены в научный оборот везувианской археологии? Если да, значит, должны быть работы по ним. Кстати, в списке литературы этих писем нет. Как и работы Казеллы. Понятно, что сам Рассоха этих писем не видел, откуда он передирает - неизвестно.

Вижу, Рассоха написал дивную книгу "Украинская прародина индоевропейцев" [цитата: "Итак, колесо было, скорее всего, изобретено на прародине индоевропейских народов, еще до начала их широкой экспансии. Это значит, что район между Южным Бугом, Десной, Северским Донцом и Азовским морем – родина, возможно, самого важного изобретения в истории человечества. Украина – родина колеса. Между прочим, не выглядит безнадежной и попытка восстановить имя этого гениального изобретателя на основании анализа древнейшей индоевропейской мифологии."].
Да про Рассоху то черт с ним, фрик и фрик, это просто у меня Гуляева под рукой нет :) Думаю, это какой-то известный миф...
А чем Гуляев может помочь?
Ну он не фрик никак. Ни в какой ананас я не верю, просто интересно, что там в реальности.
Несколько раз встречал в сети эту байку про ананас в Помпеях и путешествиях римлян в Америку :-)

например
http://www.pompeisepolta.com/english/america.htm
http://www.vendotutto.org/public/flat/index.php?mod=read&id=1238411103

Определенно можно сказать, среди жертвенных плодов в Помпеях были шишки .. и если одну из них нарисовать не очень аккуратно, не сомневаюсь, получится ананас :-)

О фриках и ананасах в Помпеях

1) Во-первых, спасибо за расширение моего языкового запаса. Я раньше не знал слова "фрик". Полез за ним в Википедию, и то, что там прочитал, меня позабавило. В
Возможно, в переносном смысле, в плане неординарности мышления меня и можно назвать фриком. При желании Вы ведь могли заглянуть и в другие мои книги, они ведь выставлены на том же сайте. Но в одежде - нет, я достаточно консервативен.
положение советника губернатора обязывает, знаете ли...
2) Относительно ананасов в Помпеях. Я ссылался на Гуляева, который ссылался на Жуковского. Гуляев - главный редактор журнала "Латинская Америка", член редколлегии журнала "Вестник древней истории". Личность неприятная, не фрик точно. Но в своей среде всяких там академиков - авторитет.
Жуковский - много лет был директором Всесоюзного института растениеводства.
Я думаю, он как ботаник может отличить шишку от ананаса.
3) Ваша переписка - вообще первый случай какой-то реакции именно на эту мою работу. Конечно, выражение "ни в какие ананасы я не верю" звучит смешно и по-детски,но по крайней мере за Вашу любознательность - респект!
4) Я сам пытался найти ссылки на работы Каселлы.
В книге Гуляева есть одна: Casella D. La frutta nelle pinture Pompeiane // Pompeiane: racolta di scavii di Pompei. Naples, 1950. - P. 355 - 386.
Кроме того, об этом должно быть здесь:
Riley C. L. et al. (eds.) Man Across The Sea. - Austin - London, 1971.
С уважением, Игорь Рассоха
Ура-ура! Про Рим! :))

А вот интересно, что за фрукты изображены на фресках? Как-то не удавались, видать, римлянам фрукты :) Я кроме яблок (если это яблоки) на первой фреске ничего опознать не могу 8\
Ура-ура! 8)

На первой фреске яблоки и виноград, по-моему. 8) Может, мы просто не сразу южные фрукты можем определить?
Оооочень внимательно посмотрела и вычленила ещё гранаты и, вроде, инжир. :)) С гранатами, признаться, мухлевала: это единственный "древнеримский" фрукт, который мне приходит в голову. ;)

Но в четвёртой фреске снизу (из спальни на вилле П. Фанния Синистора) - неужели это яблоки?! =O А говорят, генная модификация, генная модификация... 8))
По-моему, плод, расломанный надвое слева под чашей - гранат.

Инжир есть и на другой фреске - из Оплонтиса.

Я думаю, для точного знания известных помпейцам фруктов надо учитывать (помимо фресок) письменные свидетельства и исследования грунта в помпейских садах (ими занималась Вильгельмина Яшемская).
Эти натюрморты выглядят вполне современно!
Ну дак фрукты, рыба и посуда с тех пор не сильно изменились. 8)

(Анонимно)

мне понравились где во всю стену даны изображения чистодля дизайна интересно

(Анонимно)

Спасибо !

Очень люблю такую ясную жиопись.Я профессиональный художник-живописец ищу информацию о клеях под темперу неживотного происхождния устойчивых к атмосферным воздействиям ,натуральных ,традиционных.Случайно не знаете такие? Подозреваю ,что на востоке такие клеи использовались в левкасе статуй Будды .
Оксана.

(Анонимно)

Сокрытый в чаще бронзовый треножник,
курильницы, Кумира божества-
Что призвано сберечь и приумножить,
достаток твой... - Приветствую! Листва
волнуема Вольтурном... Смугловатой,
в саду, рабыни, дразнят наготой,
С корзин роняя спелые гранаты,
смеются... И уже почти готов,
Плодом упасть в ладонь созревший вечер -
Насыщена теней голубизна...
Знай, Юлия! Скульптурно-безупречен,
Твой римский профиль!(Вынужден признать).
Особенно в вечернем тонком свете!
Будь Цезарь- я, твой образ повторил,
чеканкою на золотой монете,
И видят боги, что монеты эти,
Навеки осчастливили бы Рим!
...........................
Помпеи. До востребования.
С наилучшими пожеланиями,
Алекс Коппе.