Юлли Улетова (ulli_u) wrote,
Юлли Улетова
ulli_u

Category:

Кносс. "Резиденция". "Мегарон царя"

В соответствиями со своими фантазиями о Кносском комплексе как царском дворце, Артур Эванс "выделил" предполагаемой царской чете "апартаменты" в восточной части "дворца". Они, по мнению Эванса, состояли из мужской половины и женской. Мужская часть включала в себя один лишь Зал двойных секир, разделенный многопроемными дверями на несколько секций. Выдуманной царице повезло гораздо больше, ибо в ее покои входили мегарон, ванная, косметический кабинет/сокровищница и Двор Прялок.




Не будем сейчас пускаться в рассуждения, что привело исследователя к подобному выводу, и рассмотрим помещения "царских апартмаментов" поближе.



Парадным входом в царские покои можно считать Большую лестницу – достаточно было спуститься на нижний её этаж (А). Справа от лестницы – в углу Зала Колоннады (9) – находится длинный коридор. (Интересно, что по следам в проемах – сохранились некоторые дверные петли – и на порогах стало известно, что коридор и холл лестницы, а также выходы из Зала Двойных Секир разделяли двери, удалось также установить в какую сторону открывалась каждая их них и сколько створок (1 или 2) имела). Сам коридор заканчивался лестницей и вторым входом в приватную часть дворца (В).


Вид на царские покои с востока


Но мы выходить не будет и, дойдя до середины коридора, повернем направо и войдем в Зал Двойных Секир – "мегарон царя".

"Мегарон" – по-древнегречески означает "большой зал", этим словом обозначали тип дома, сложившийся в Средиземнорье и на Балканах в III-II тыс. до н.э. Мегарон имел в центре помещения очаг, а также открытый портик. Конечно, мегароны найдены не только на территории материковой и островной Греции (Микены, Тиринф, Пилос), но и, например, в Трое.


Реконструкция мегарона в Микенах ("дворец Агамемнона")


Реконструкция мегарона в Пилосе ("дворец Нестора")


Вернемся в Кносс: здесь, на Крите, мегарон являлся не центральным помещением дворца, как во дворцах микенской цивилизации, а, скорее, парадным залом частных покоев. Хотя, как и в Тронном зале, в мегароне тоже присутствовал трон.





Он располагался в западной секции мегарона (1) – так называемой "комнате Аудиенций" – слева от входа. Археологами были найдены его разбитые упавшей плитой остатки.


Слева – место, где находился трон


С обеих сторон от трона стояли колонны, что навело Эванса на мысль о балдахине.


Рисунок Йонга из книги Эванса


Помещение справа от Зала, отделенное тремя колоннами, – это световой колодец (10). Изображения священной секиры на камнях в этом колодце и дало название всему помещению.



Из помещения (1) можно было пройти во внутреннюю часть Зала Двойных Секир (2). Это очень интересная комната – она имеет только одну стену. С остальных трех сторон её ограничивают многопроемные двери (т. н. polythyron), в пазах которой находились полотна дверей. Открывая и закрывая в различных вариациях эти 11 дверей, владельцы апартаментов могли изменять источники света помещения, сохранять летнюю прохладу или зимнее тепло внутри дома, изолировать внутреннюю секцию от соседних и т.п. В то же время пилоны выполняли роль столбов, которые поддерживали архитрав всей деревянной конструкции. Верхние проемы конструкции являлись аналогами современных форточек и, по сути, были единственной возможностью доступа света и воздуха при всех закрытых дверях во внутренние покои (их переплеты могли быть "застеклены" пергаментом).



Очага, как на материке, в кносском мегароне не было, вероятно, хозяева пользовались, скажем, передвижной жаровней.

Как и положено мегарону, у кносского "мегарона царя" имеется портик (3) – открытая веранда с колоннами, она способствовала доступу света и воздуха в помещение.





Портик опоясывала терраса (11).



Пара слов о росписях "мегарона царя". Самый повторяющийся рисунок в "царских апартаментах" – спиральный фриз с розетками. Он похож на фриз "Веранды со Щитами", однако рисунков самих щитов в "мегароне царя" не обнаружили. По предположению Эванса, потому, что в рисунках не было нужды – на стенах мегарона висели сами щиты.



Это модели щитов, которые выполнил Гиллерон, по рисункам щитов на фресках и т.д. Фриз реставрирован.
Tags: Греция, Минойская цивилизация, археология, музеи, фотографии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments